22 января 2015 года

В Сибирском федеральном университете состоялась Всероссийская олимпиада школьников по Мировой художественной культуре.

Помимо мероприятий, связанных с выполнением и проверкой олимпиадных заданий, для участников Олимпиады и их сопровождающих были проведены лекции и мастер-классы.

Мария Тарасова выступила с докладом на тему "Преподавание мировой художественной культуры: развитие навыков визуального мышления".

Цель выступления - доказать, что изучать историю искусства – не узкая задача для искусствоведа, а цель с большими образовательными перспективами для каждого, кто желает понять, каким ресурсами постижения мира и самого себя обладает человечество, и как эти ресурсы можно использовать для строительства новых моделей отношения с миром.

«Мировая художественная культура» - учебная дисциплина, которую преподают в общеобразовательных школах. С какой целью?

Как известно, есть три компонента результатов образовательного процесса – знания, умения, навыки.

Как правило, изучение этой дисциплины, как и многих других, связано с превращением ученика в знатока – определенных событий, имен, названий произведений, значимых для мировой художественной культуры.

Но в своем выступлении Мария Тарасова сосредоточила внимание на втором и третьем компоненте результатов образовательной деятельности – умения и навыки. И показала, что изучение истории искусства – это не только, и не столько изучение фактов исторического или биографического развития, сколько дело, имеющее отношение к развитию личности самого ученика. 

Мария Тарасова:

"От изучения истории искусства как памятников прошлого я пришла к выводу, что важнее понять и показать, как произведения искусства развивают творческое мышление своих внимательных зрителей.

Мой главный интерес сегодня – изучение искусства как держателя стратегий и тактик визуального мышления. Только так при помощи искусства можно сделать людей конструкторами - и новых изобретений, и собственной жизни.

Произведения искусства – учителя совершенно особого формата, на который можно только равняться. В них нет поучения, в них есть мастерство, и они делают два дела одновременно: создают картину мира и отдают ее во владение человечеству".

"Происхождение Вселенной". Андрей Поздеев

Во время выступления была рассмотрена деятельность таких "учителей", как

  • произведения архитектуры (Колизей, Пантеон, София Константинопольская, музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Кельнский собор, Эйфелева башня, Крайслер билдинг),
  • произведения живописи ("Терраса кафе ночью" В.Ван Гога, "Гала, смотрящая на то, как она превращается в лестницу" С.Дали, "Происхождение Вселенной" А.Поздеева).

Слушателями сообщения Марии Тарасовой выступили учителя мировой художественной культуры общеобразовательных школ России.

После выступления они поучаствовали в дискуссии, задавая свои вопросы о возможностях развития картины мира учеников через освоение тех сообщений, которые, в частнсти, посылает своему зрителю произведение архитектуры.