25-28 января 2016 года
Мария Тарасова приняла участие в работе методической школы "Интеграция преподавания предметных дисциплин с английским языком в университете", организованной Сибирским федеральным университетом.
Методология курсов повышения квалификации преподавателей, организованных в рамках действия данной школы - CLIL (Content and Language Integrated Learning) - одна из самых востребованных сегодня в мире.
Работа подобной методологической школы в СФУ является одним из направлений реализации федерального Проекта 5-100, участником которого университет стал в 2015 году.
Методология CLIL определяется идеей одновременного овладения общими языковыми и специальными профессиональными компетенциями в образовательном процессе. Занятия, построенные на этой методологической основе, предполагают активное взаимодействие трех компонентов - содержательного, процессуального и языкового.
В дискуссионной, развивающей форме студенты постигают новые знания через действие, через активную самостоятельную работу, через генерацию собственных идей. При этом они приобретают и языковые навыки - учатся использовать специальную научную лексику, необходимую для анализа объектов собственного научного исследования.
Урок, определенный методологией CLIL, - это занятие в жанре квеста, путешествия, образовательного поиска, развивающего исследовательскую инициативу студента.
При этом активизация студентов не означает пассивности преподавателя - только диалог двух субъектов образовательного процесса может дать положительный результат. Студенческий поиск поддержан преподавателем, помогающим и организующим эффективное прохождение по всем образовательным ступеням к цели.
Интересной показалась схема образовательных зон Гиббонса, упомянутая на занятиях школы. В этой схеме есть зоны высокого и низкого уровня поддержки студента со стороны преподавателя, а также зоны высокого и низкого уровня требований, предъявляемых преподавателем к студенту.
В результате складываются четыре возможных образовательных пространства:
- низкий уровень поддержки + низкий уровень требований = образовательный эффект скуки;
- низкий уровень поддержки + высокие требования = эффект волнения, нервозности, фрустрации;
- высокий уровень поддержки + низкие требования = зона комфорта;
- высокий уровень поддержки + высокие требования = учение, вовлеченность, идеальная образовательная ситуация.
Занятия в методической школе по программе CLIL проводились авторитетным британским специалистом - доктором Филиппом Боллом, соавтором учебного пособия "Putting CLIL into Practice", изданного Oxford University Press.
Свою первую лекцию Филипп Болл начал с цитаты знаменитого теоретика и практика образования Ивана Иллича: "Образование - человеческая деятельность, которая в наименьшей степени нуждается в манипуляции по стороны, в управлении другими. Учащийся не нуждается в инструкциях. Лишь свободное взаимодействие субъектов учения содействует образованию" (1972).
Так философия развивающего обучения, в котором учащийся занимает позицию свободного энтузиаста, определила общее направление занятий, повышающих квалификацию преподавателей СФУ.
Результатом работы школы выступает авторская разработка урока по методике CLIL.
Мария Тарасова подготовила презентацию проекта занятия по учебной дисциплине "Описание и анализ произведений изобразительного искусства".
Занятие посвящено освоению методики описания и анализа портрета.
Фрагмент презентации занятия, разработанного Марией Тарасовой
В качестве главного объекта исследования выбрана картина "Плачущая женщина" (1937) Пабло Пикассо.
Карта занятия позволяет выделить несколько основных этапов: постановка вопросов, первичное описание, обсуждение в группах, вторичное описание, анализ знаковой системы произведения, формирование гипотезы относительно основной идеи картины, дискуссия.
Фрагмент презентации занятия, разработанного Марией Тарасовой
В помощь студентам предлагается выполнение нескольких поисковых заданий: просмотр документального фильма о картине, чтение текстов об эпохе создания и о других произведениях Пикассо, выполненных в 1937 году.
В итоге гипотеза относительно художественной идеи произведения корректируется, а способности студентов к анализу проверяются через задание выбора другого портрета для подобной описательно-аналитической работы.
Методология CLIL доказала свою эффективность в создании занятия, вовлекающего студентов в совершение операций со-творчества.
С видеозаписью занятия "Описание и анализ портрета", проведенного Марией Тарасовой, вы можете познакомиться здесь.