21 апреля 2016 года

В издательстве Сибирского федерального университета вышла монография Марии Тарасовой "Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства".

В книге рассматриваются теоретические закономерности художественной коммуникации и анализируется практика диалога зрителя с произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики и кинематографа.

Книга состоит из семи глав. В первой главе анализируются общие правила художественной коммуникации.

Главы 2-7 посвящены изучению коммуникативного потенциала отдельных видов искусства. 
Каждая из этих глав открывается параграфом, посвященным общим правилам организации диалога между зрителем и произведением скульптуры, живописи, кино и т.д. Последующие параграфы построены по драматургическим канонам, написаны как пьесы, в которых действующими лицами являются конкретные произведения искусства и их эталонные зрители.

Ведущими диалог представлены: произведение архитектуры Собор Святой Софии Константинопольской, произведение скульптуры «Ускользающая любовь» Огюста Родена, произведения живописи «Здравствуйте, господин Курбе!» Гюстава Курбе, «Анжелюс» Жана-Франсуа Милле, «Явление» Гюстава Моро, произведение графики «Саломея» Обри Винсента Бёрдсли, произведения игрового кинематографа «Век невинности» Мартина Скорсезе, «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы, произведение неигрового кино «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова.

По случаю выхода книги в Сибирском федеральном университете состоялась презентация и автограф-сессия. 

Мария Тарасова подписала экземпляры книги студентам Гуманитарного института направлений "Культурология", "Искусства и гуманитарные науки", "История искусств".

Мария Тарасова на автограф-сессии по случаю издания книги "Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства"

На презентации студенты задавали вопросы о принципах отбора произведений разных видов искусства для книги.

Отвечая на эти вопросы, Мария Тарасова рассказала о том, какие факторы влияют на отбор.

С одной стороны, есть произведения, которые открываются для диалога. Если произведение "заговорило", об этом нельзя забыть и об этом нельзя не написать.

С другой стороны, есть цель книги - рассказать об уникальных особенностях диалога с произведениями архитектуры, скульптуры, кино.

И для достижения этой цели важно выбрать такие работы, которые способны максимально ярко проявить специфику конкретного вида искусства.

Например, "Человек с киноаппаратом" Дзиги Вертова - это кино о кино, произведение, возвестившее миру теоретические заповеди неигрового кинематографа.

А "Здравствуйте, господин Курбе!" - это картина, основными объектами моделирования которой являются сама живопись и личность художника-живописца.

 

С бумажным и электронным вариантом издания книги "Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства" М.В.Тарасовой вы можете познакомиться в библиотеке Сибирского федерального университета: http://catalog.sfu-kras.ru