Западноевропейское искусство XIX века

Вы находитесь в разделе сайта, в котором представлены учебные материалы по искусству Западной Европы XIX века:

- аннотации лекций;

- вопросы к семинарским занятиям;

- темы контрольно-самостоятельных работ;

- список литературы;

- экзаменационные вопросы.

 

Цель и задачи курса

Искусство Западной Европы XIX века – период, весьма значимый для развития истории искусства.

В XIX в. в истории европейского искусства глобальные стилевые пространства Ареаклассицизм и Ареаромантизм обрели свое явление в соответствующих художественных направлениях «классицизм» и «романтизм».

Изучение истории искусства данного периода актуально в силу наглядной демонстрации достигнутого европейской культурой единства противоположностей, содержащихся в принципах произведений изобразительного искусства классицизма и романтизма.

Будучи в течение нескольких десятилетий XIX в. формализованными в художественных течениях, названия которых тождественны именованиям стилевых пространств, Ареаклассицизм и Ареаромантизм затем был актуализирован в ряде других направлений, таких как архитектурный ретроспективизм, живописные реализм, преимпрессионизм, импрессионизм и архитектурные конструктивизм, неоготика, соответственно.

Изучение западноевропейского искусства XIX в. интересно возможностью исследования перехода христианской европейской культуры к реализации социоцентрической модели религиозности через создание идеальных посредников – произведений изобразительного искусства.

Цель курса – раскрыть место искусства Западной Европы XIX в. в общем процессе развития системы произведений изобразительного искусства, дать определение специфике стилевого пространства европейского искусства XIX в., выявить специфику художественного мироотношения в Западной Европе в XIX в. 

Задачи курса. В процессе освоения материала курса «Изобразительное искусство и архитектура XIX в. Западной Европы» решаются следующие задачи:

-   изучение главных тенденций развития изобразительного искусства Западной Европы XIX века;

-   определение специфики западноевропейской архитектуры первой половины XIX века;

-   определение специфики западноевропейской архитектуры второй половины XIXвека;

-   анализ произведений-репрезентантов архитектуры Западной Европы XIXв. направлений «рационализм», «ампир», «ретроспективизм», «эклектика», «неоготика», «конструктивизм»;

-   раскрытие основных тенденций развития архитектуры в Западной Европе в течение XIX века; характеристика стилевого пространства архитектурных произведений;

-   определение специфики художественного языка западноевропейской скульптуры XIX века;

-   анализ произведений-репрезентантов скульптуры Западной Европы XIX в. направлений «классицизм», «романтизм», «реализм»;

-   раскрытие Ареаклассицистического стилевого единства художественных направлений «классицизм», «реализм», «импрессионизм»: установление общих принципов художественной языковой системы данных направлений, изучение объект-языковой основы художественного языка Ареаклассицизма произведений искусства XIX в.;

-   определение субъект-языковых особенностей языковых художественных систем «классицизм», «реализм», «преимпрессионизм», «импрессионизм»;

-   исследование специфики художественного языка произведений стилевого пространства Ареаромантизм в произведениях архитектуры, скульптуры, живописи и графики стран Западной Европы XIX в.; определение объект-языковой основы художественного языка стилевого пространства Ареаромантизм в Западной Европе в XIX в.;

-  сравнительный анализ произведений-репрезентантов живописи направления романтизм в различных национальных школах Западной Европы XIX века.

 

Курс построен по принципу обзорных лекций с углубленным анализом отдельных шедевров западноевропейского зодчества, скульптуры и живописи XIX в. Система семинарских занятий и самостоятельной подготовки студентов предполагает индивидуальную и групповую работу по анализу памятников изобразительного искусства Западной Европы, созданных в XIX в. Цель семинаров - обсуждение ведущих тенденций развития искусства в XIX в., постижение репрезентативного качества произведений для искусства XIX в., применение усвоенной на лекциях информации к анализу памятников искусства данной эпохи.

В течение семестра студенты выполняют ряд контрольных работ, которые направлены на проверку знаний по истории архитектуры и изобразительного искусства Западной Европы и проверку способностей студентов к самостоятельному анализу произведений и пониманию широких художественных проблем и задач.