Содержание лекций. Темы 14 - 18
Тема 14. Национальные живописные школы стиля Романтизм в XIX веке: Германия
Концепция немецкого романтизма в творчестве Ф.О.Рунге. Анализ портретных произведений "Мы втроем", "Мои родители".
Идея цикла "Времена дня" в творчестве Ф.О.Рунге.
Тема преходящести земного бытия, пронизанности земного божественным соучастием.
Концепция немецкого романтизма в творчестве К.Д.Фридриха.
Анализ произведений "Двое, созерцающие Луну", "Путешественник над морем тумана", "На паруснике", "Меловые скалы", "Фазы жизни". Моделирование жизни как перехода души в иноебытие вечности. Тематика смерти и разрушаемости земного бытия. Ключевой персонаж произведений К.Д.Фридриха - душа на пути в горний мир.
Концепция немецкого романтизма второй половины XIX века в творчестве Адольфа Менцеля, Л.Рихтера, М.фоон Швинда, К.Шпицвега. Значение средневековой традиции в творчестве немецких романтиков XIX века.
Тема 15. Живопись направления Реализм. Реалистический пейзаж Англии
Специфика пейзажной концепции Джона Констебла. Концепция национального пейзажа.
Анализ материалов лекций по истории пейзажа Дж.Констебла. Происхождение пейзажа из исторической живописи. Естественная история как история божественной природы в произведениях Дж.Констебла.
Открытие принципа пленэрной живописи.
Влияние творчества Дж.Констебла на формирование жанра пейзаж в живописи Франции.
Анализ произведений Дж.Констебла "Мельничный поток" (1811), "Мальверн-холл" (1809), "Телега для сена" (1821), "Прыгающая лошадь" (1825), "Дедхемская долина" (1828), "Хлебное поле" (1826), "Собор в Солсбери", "Стоунхендж", "Сток-бай-Нэйланд".
Тема 16. Живопись направления реализм. Реалистический пейзаж французской Барбизонской школы
Концепция пейзажа как репрезентанта природного лика Абсолютного начала во французской живописи.
Творчество основных представителей Барбизонской школы: Т.Руссо, Ж.Дюпре, Ш.Ф.Добиньи, Д. делла Пенья, К.Тройон.
Анализ произведений "Вид в окрестностях Гранвиля", "Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль, заходящее солнце" (1848-1850), "Дубы" (1852) Т.Руссо. "Берег Уазы" Добиньи, "Отправление на рынок" К.Тройона.
Тема 17. Графика направления реализм
Тенденции развития искусства графики направления реализм: темы, сюжеты, персонажи.
Связь графики с политической ситуацией во Франции. Способность графики XIX века подниматься над злободневностью и выходить на общеполитические и социальные проблемы всех времен и народов.
Расцвет карикатуры в графическом искусстве 1830-х годов.
Анализ образцов социально-бытовой карикатуры и карикатуры политического характера.
Отрицательные и положительные персонажи карикатуры 1830-х-1840-х годов. Феномен критического реализма в графике.
Принцип серийности в карикатуре Франции XIX века. Анализ серий "Представители правосудия", "Добрые буржуа", "Улицы Парижа", "Физиология чиновника", "Железные дороги".
Деятельность художников Домье, Декана, Ггранвиля, Травьеса, Монье, Шарле. Специфика карикатур журналов "Карикатюр" и "Шаривари".
Творчество Оноре Домье.
Литографии О.Домье. Анализ произведений "Гаргантюа" (1831), "Законодательное чрево" (1834), "Опустите занавес, фарс сыгран".
Представлен групповой портрет уродства развращенных своей плотью, властью, богатством людей, причастных к управлению судьбами людей, судьбой государства.
Графические произведения "Вам предоставляется слово", "Этого можно отпустить", "Улица Транснонен 15 апреля 1834 года", "Империя - это мир", "Потрясенная наследством" как репрезентанты творчества О.Домье.
Тема 18. Живопись направления Реализм. Творчество Г.Курбе, Ж.-Ф.Милле
Теоретическая программа живописи реализма. Философское основание реализма в теоретических положениях П.Прудона, Ш.Бодлера, трактатах Г.Курбе.
Абсолют в понимании европейского человечества в XIX веке теряет качество непосредственной связи с воплощением в облике персонажей христианского учения, и обретает иные качества. Абсолют выражен Природой, Социумом.
Творчество Гюстава Курбе. Анализ произведений "Дробильщики камней" (1850), "Похороны в Орнани" (1849), "Мастерская художника. Реалистическая аллегория" (1855), автопортретных произведений мастера.
Творчество Жана-Франсуа Милле.
Тема сельских работ была для Милле концентрированной формой выражения человеческого труда вообще, и тем самым приобретала глобальный философский смысл. Тема человеческого удела, земного бытия, предназначения человека, раскрывающего значение человека.
Анализ произведений "Собирательницы колосьев" и "Анжелюс" как репрезентантов творчества Ж.-Ф.Милле.
Темы 1-3 Темы 4-8 Темы 9-13 Темы 14-18 Темы 19-22