Семинар 2
Тема семинара:
«СТИЛЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО АРЕАКЛАССИЦИЗМ И АРЕАРОМАНТИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX ВЕКА»
Стилевое пространство Ареаклассицизм в архитектуре Западной Европы XIX века
1. Концепция храмового пространства в архитектуре классицизма XIX века (влияние античного храмового пространства (Парфенон) на архитектуру классицизма XIX века (Валгалла близ Регенсбурга, Л.фон Кленце), храм Деметры в Пестуме (сер. VI в. до н.э.)/ Мезон Карре в Ниме (I в.до н.э.) и церковь Святой Марии Магдалины в Париже).
2. Своеобразие типов общественной архитектуры в период классицизма XIX века.
2.1. Модель театра классицистического стиля архитектуры XIX века (Берлинский театр Ф.Шинкеля (1818-1821), оперный театр Ковент Гарден в Лондоне).
2.2. Модель музея стиля классицизм архитектуры первой половины XIX века (сравнительная характеристика Старого музея Ф.Шинкеля и Британского музея Р.Смерка), Храм Тесея в Вене (1819–1823 гг.) Петер фон Нобиле.
2.3. Архитектура Клуба Реформаторов Ч.Бэрри как модель, репрезентирующая общественное устройство Англии XIX века.
3. Специфика жилой архитектуры XIX века: Дворец Мальмезон (экстерьер/интерьер) как репрезентант стиля ампир в архитектуре первой половины XIX века. Кэмберленд-Террас как репрезентант жилой архитектуры Англии XIX века.
4. Своеобразие градостроительных проектов XIX века: площадь Звезды, застройка района Риджентс – парк, парк Кресент (Дж.Нэш), парк Мэрилебон, Вест-Энд.
5. Актуальность стиля классицизм для архитектуры имперского времени во Франции, Германии и Англии. Идеалообразующие возможности архитектуры I половины XIX века.
Стилевое пространство Ареаромантизм в архитектуре Западной Европы XIX века
1. Феномен эклектики в архитектуре Западной Европы XIX века:
1.1. Королевский павильон в Брайтоне (1815-1821 гг., Дж.Нэш) как репрезентант архитектурной эклектики XIX века.
1.2. Специфика эклектики в стилевых пространствах Ареаклассицизма (Собор в Марселе, 1845-1893, арх.Л.Водуайе) и Ареаромантизма (церковь Сент-Огюст, 1860-1871, арх.Бальтар). Концептуальное обоснование эклектического направления в светской и культовой архитектуре.
2. Своеобразие направления неоготика в архитектуре XIX века. Исторические, мировоззренческие причины интереса к Готике в период XIX столетия:
Здание Суда, Стрэнд, Лондон, арх.Стрит (1874-1882) как репрезентант светской неоготической архитектуры XIX столетия.
Капелла в Кебл-колледж, Оксфорд, арх.Баттерфилд (1867-1883) как репрезентант культовой неоготической архитектуры XIX столетия.
3. Архитектура новых строительных материалов и конструктивных форм – конструктивизм. Связь металлических конструктивных построек XIX века с тенденциями развития готического искусства:
Главный читальный зал Национальной библиотеки (1859-1868), Париж, арх. П.Ф.А.Лабруст как репрезентант архитектуры конструктивизма XIX века.
Галерея Виктора Эммануила IIв Милане (1865 г., арх. Дж.Менгони) как репрезентант синтеза эклектики и конструктивизма в период XIX столетия.
4. Сравнительный анализ архитектуры Западной Европы первой и второй половины XIX века:
А) тождество и различие визуального понятия «Врата» в памятниках архитектуры Франции (Триумфальная арка на площади Звезды (1806-1836, Ф.Шальгрен) и Эйфелева башня (1887-1889, Г.Эйфель).
Б) Тождество и различие концепции «Выставочного пространства» в памятниках архитектуры Англии XIX века (Британский музей (1823-1847, Р.Смерк) и Хрустальный дворец (1851, Дж.Пакстон).
5. Особенности развития стилевых пространств ареаклассицизм и ареаромантизм в архитектуре XIX века (необходимо самостоятельно выбрать один памятник-репрезентант для каждого стилевого пространства, определить художественные традиции, обнаружить художественные приемы, в заключении предложить специфику архитектурных направлений). На основании изучения всего спектра архитектурных памятников XIX века смоделировать (на примере конкретных произведений, необходима презентация) развитие стилевых пространств в архитектуре.