Культурная программа SibFU Honors College
Образовательная программа SibFU Honors College – это не только учебные, но и внеучебные мероприятия, направленные на развитие креативности, творческих способностей, критического мышления, коммуникативных навыков в общении как с другими участниками образовательного процесса, так и с произведениями мировой художественной культуры.
Одна из главных задач образования в SibFU Honors College – развитие креативности. Творческое начало можно развить, лишь общаясь с творческими людьми и исследуя продукты творчества. 10 декабря 2017 года специально для студентов SibFU Honors College было организовано участие в изучении и последующем обсуждении произведений искусства, представленных на XII Красноярской Музейной Биеннале "Мир и мiръ".
Студенты вместе с ведущей направления «Креативное мышление», искусствоведом Александрой Ситниковой и руководителем программы SibFU Honors College, ведущей направления «Визуальное мышление», искусствоведом Марией Тарасовой совершили познавательное путешествие по красноярскому Музейному центру «Площадь мира».
Целью арт-путешествия было постижение идей произведений современного изобразительного искусства, созданных российскими и зарубежными художниками для красноярской Биеннале.
Путешествие по выставке началось с общей установки – рассказа о базовой концепции и кураторском плане экспозиции.
Куратор выставки, австриец Симон Мраз, предложил художникам, участвующим в выставке, тему художественного освоения русской деревни как целого мира – существующего и несуществующего одновременно.
В контексте истории красноярского музея, созданного изначально как музей В.И.Ленина, и в год столетия революции 1917 года эта тема особенно интересна, поскольку позволяет по-новому взглянуть на проблему конфликтного взаимодействия прошлого и настоящего, дореволюционного, советского и современного российского миров.
Студентам было предложено анализировать увиденное, задавать вопросы, искать ответы и обращать внимание на те произведения, авторы которых наиболее точно смогли визуализировать мир русской деревни.
Визуализируя понятие «мир» при помощи тем, сюжетов, персонажей и идей, так или иначе связанных с деревней, художники смогли выйти на высокий уровень обобщения в решении и социальных, и национальных, и общечеловеческих вопросов.
Например, на афише XII Биеннале «Мир и мiръ» представлена композиция «Ландшафт» Анны Желудь. Студенты и ведущие SibFU Honors College надолго задержались около этого произведения.
Проволочная металлическая инсталляция объединяет множество построек в единое целое деревенского ландшафта. Каждая постройка – это лишь каркас, остов здания. Помимо деревенских домов в комплекс включено и кладбище.
Прямоугольные схемы домов земных сопоставляются с прямоугольниками «домов» из мира смерти. Темные каркасы домов вместе с создают и образ большого пепелища, - «сгоревшая деревня», но также формируют и визуальное понятие «умирающая деревня».
Но, визуализируя эту социальную проблему, произведение «Ландшафт» приглашает к визуальному разговору и о более сложной теме земного как преходящего и уходящего мира.
Сквозные пролеты, отсутствующие стены изображенных домов делают весь этот мир прозрачным для мира другого. Проходя стадию поселения в домах, человек переходит к стадии «обитания» в рядом расположенной зоне кладбища. И этот этап земного пути так же прозрачен и открыт для преодоления в жизненном путешествии «через стены».
Во время дискуссии со студентами SibFU Honors College, развернувшейся в пространстве музейного комплекса, были сделаны сопоставления данного идейного содержания с идеями арт-объектов, находящихся в непосредственной близости от композиции «Ландшафты».
Например, фотография «Потемкинская деревня» Грегора Зайлера также демонстрирует пространственную иллюзию: на снимке мы видим фальшивый город, где вместо домов – одни лишь фасады.
Понять мир, которого нет, прикоснуться к невидимому, открыть то, чего не существует – такова задача, которую, несмотря на ее кажущуюся невозможность, всегда решает искусство.
Например, австрийская художница Эвелин Лоши в аудио-визуальном произведении под названием «Я познакомилась с Эдуардом Штейнбергом, но мне не удалось с ним встретиться», рассказывает историю знакомства с человеком, которого она никогда не знала лично.
Проживание в доме художника Штейнберга в Тарусе, а также изучение вещей, ему принадлежавших, становится способом знакомства. Из предметов складывается фрагментарный, аритмичный портрет художника.
В кадре появляются вещи (музыкальные инструменты, морские раковины), которые кисточка художницы медленно обводит; звучат обрывки музыкальных композиций, и так выстраивается опыт общения с тем, кого нет – ни в этом доме, ни в этом мире.
Продолжая осматривать выставку, студенты SibFU Honors College задавались вопросом: какие еще темы были актуализированы художниками, размышляющими о русской деревне и о мире вообще?
Деревня предстала в работах художников как мир первоприроды и культуры ее возделывания, и как архаика первоязыка, и как аллегория детства – первовремени в истории отдельного человека, и как пространство осмысленного, творческого труда.
Природный аспект понятия «мiръ» явлен в художественно-научном эксперименте «Журнал наблюдения» Сергея Кищенко (Россия) и RESANITA (Анита Фукс, РесаПернталлер, Австрия). Деревня – мир природного плодородия, пространство, где через посев и собирание плодов человек может включиться в цикл миропорядка.
Но этот эксперимент – история семян, на время потерявших возможность обрести землю и стать плодами. Художники участвуют в символическом возрождении созидающей способности земли.
Так обыгрываются разные значения понятия «культура»: сельскохозяйственные растения (пшеница, рожь и др.), ритуал возделывания земли и художественная практика определения истинных ценностных ориентиров во взаимодействии человека и мира.
Но при этом выращенная и возрожденная природа представлена в фотографиях рядом с многочисленными «гербариями» с засушенными, неживыми растениями, потерявшими возможность цвести и жить.
Так тема жизни сходится с темой смерти в визуальных размышлениях художников.
Деревня как хранитель фольклора и архаических основ языка представлена в видеоперформасе «Василий Иванович Суриков». Три красноярских художника – Слонов, Пономарев и Суриков одновременно произносят буквы русского алфавита.
Трехголосая игра звуков и букв создает потенциальную возможность создания любого слова, имени и текста из этих первоэлементов. Тема деревни звучит как возвращение к истокам. Экран с этой видеоинсталляцией помещен в пространство перевернутых ставен деревенского окна. Окно раскрывается, и сказ о русском языке, о его основах начинается каждый раз заново. Из одних и тех же букв «составлены» художники и зрители прошлого и настоящего.
В инсталляции Василия Слонова «Деревня и дети» соединены детский велосипед и крестьянский плуг. Согласно замыслу художника, «деревня – территория детства», «воспитание ребенка подобно возделыванию земли», а труд – главный воспитатель и учитель в деревне.
Студенты, изучая эту композицию, увидели в ней также собирательный образ единства труда и отдыха, дела и потехи, экстраполировав это на свою собственную жизнь.
Исследование мира деревни выводит и на тему вкусной и здоровой пищи. Ироничное сопоставление пищи для тела и пищи для души представила арт-группа «Куда бегут собаки» в произведении «Индекс трансцендентности». В художественно-кулинарно-химической лаборатории, построенной художниками в музее, варится трансцендентный борщ.
В рецепте указаны ингредиенты, в которых каждому традиционному элементу борща (свекла, морковь и др.) соответствует интеллектуально-литературный компонент (философия, поэзия, власть, новости и т.д.).
Анализ текстов начала ХХ и начала ХХI века позволил сравнить «духовную пищу» двух столетий и определить, насколько понизился уровень трансцендентности в продукте интеллектуального питания сегодняшнего дня.
Художественное открытие мира русской деревни привело художников также к визуальному понятию «родина», «родной дом». Произведение «Флаги моей родины» Леонида Тишкова имеет еще одно название – «Светелка». Свет идет от трех окон, которые развернуты ставнями внутрь комнаты.
Как говорит сам художник, окна задуманы как своеобразные врата, порталы, пройдя через которые, можно попасть в иные миры. Окна взяты из Николаевки – красноярского района деревянных домов, ныне разрушаемых для строительства новых кварталов многоэтажных зданий.
Мир деревенских светелок, горниц, полных света – это мир прошлого, воссоздать который может сегодня лишь произведение искусства. В центре построенной комнаты светится разноцветный диск – солнечный круг этого дома. Он сделан из неоновых трубок, но представляет тканый рукодельный коврик.
Леонид Тишков вдохновлялся историями о том, как подобные коврики создавались в деревнях из одежд умерших родственников, и как ушедшие, но близкие люди продолжали согревать семью в этих новых одеждах дома. И круговая форма роднит коврик с своеобразным диском - пластинкой, на которой играется музыка детства, прошлого, музыка семейного тепла. Именно эти коврики приравниваются автором к флагам его родины, родного дома, рода.
Обсуждение экспонатов строилось как диалог, в котором каждый мог высказать свое мнение, задать вопросы, высказать предположения, поделиться впечатлениями и возникшими идеями.
Помимо содержания произведений участники дискутировали по таким вопросам, как функции и возможности современного искусства, смысл и предназначение художественных творений, совпадение и несовпадение авторского замысла и зрительского восприятия.
После завершения осмотра состоялись дебаты, во время которых студенты, разделившись на группы, доказывали, какая тема, на их взгляд, является доминирующей на Биеннале и как она связывает идейное содержание разных произведений.
Прозвучали такие темы, как конфликт прошлого и настоящего, старого и нового, смерти и жизни, ремесленного труда и массового производства, архаики и современности, природного мира и мира цивилизации и новых технологий.
Состоявшийся диалог позволил увидеть мир деревни как ценный, достойный сохранения и возрождения. Возникли идеи создания самостоятельных творческих проектов на эту тему: например, фотографический эксперимент, параллельно исследующий жизнь городской и деревенской семьи.
Но самым главным результатом мероприятия стало осознание того, как произведения искусства развивают мышление, как сложны художественные творения, и как много они могут рассказать зрителю о нем самом, если он умеет смотреть, видеть, идти на диалог и понимать.
Некоторые студенты говорили, что если ранее поход в музей не оставлял никакого удовлетворения, и они выходили из музея совершенно пустыми, без понимания увиденного и без новых идей, то теперь осмысленное арт-путешествие стало для них большим событием, наполнившим яркими впечатлениями и желанием рассказать своим друзьям о состоявшейся встрече.