Философско-искусствоведческий анализ. 2013
В 2013 году в качестве главной самостоятельной творческой работы при изучении изобразительного искусства России XIX века и рубежа XIX-XX веков выступило выполнение философско-искусствоведческого анализа произведений русского искусства.
Студенты самостоятельно выбрали объекты исследования. В качестве предмета изучения выступила основная художественная идея анализируемого произведения искусства.
В соответствии с основными положениями современной теории изобразительного искусства В.И.Жуковского, выступившими методологией исследования, анализ произведений проходил в несколько этапов.
На первом этапе анализа изучался материальный статус художественного образа - раскрывались композиционные принципы организации произведения искусства, особенности красочного слоя, грунта. Определялось, как именно данные материальные особенности влияют на дальнейшее становление художественного образа.
Второй этап - анализ индексного статуса художественного образа - выявление особенностей и формализация персонажей - главных и второстепенных действующих лиц художественного пространства.
Третий этап - раскрытие специфики иконического статуса художественного образа. При использовании таких общенаучных методов, как синтез, аналогия, дедукция, индукция, идеализация, экстраполяция студенты раскрыли способы взаимодействия персонажей, целостность представленного художественного события и выявили основную художественную идею произведения.
Некоторые репрезентанты студенческих исследований произведений русского изобразительного искусства:
- Тараненко Екатерина. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "На пашне. Весна" А.Венецианова.
В работе раскрывается способность произведения искусства моделировать цикл человеческого бытия.
- Грищенко Анастасия. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "Рыбаки" Г.Сороки.
В студенческой работе выявлен религиозный аспект основной художественной идеи произведения искусства.
- Тараненко Екатерина. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "Царевна Лебедь" М.Врубеля.
В работе изучается как актуально-историческое, так и общечеловеческое проблемное поле произведения искусства, моделирующего путь человеческой души в пространство инобытия.
Студентами-искусствоведами для анализа также были выбраны три произведения великого русского художника первой половины XIX века - Карла Брюллова. Некоторые из выбранных работ не столь широко известны зрительской аудитории, что делает анализ данных произведений мастера более ценным.
- Белоусова Евгения. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" К.Брюллова.
В работе рассматривается композиционное, персонажное, сюжетное и идейное решение визуализации дионисийского культа в произведении К.Брюллова.
- Толстихина Екатерина. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "Сон бабушки и внучки" К.Брюллова.
В анализе данного графического произведения раскрываются особенности модели взаимодействия жизни и смерти, молодости и старости, кошмара и идиллии, столкновение которых, по замыслу К.Брюллова, составляет суть человеческой жизни.
- Тихонова Анна. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "Диана, Эндимион и сатир" К.Брюллова.
В работе раскрывается специфика позднего периода творчества художника, а также специфика моделирования жизни как сна о божественой любви.