Искусство современно: обращение ко мне и к каждому

Образовательный опыт складывается из многих компонентов. И ни один не должен выпадать из целостной программы становления себя и как личности, и как будущего профессионала.

Это значит, что каждая учебная дисциплина с необходимостью должна предстать в глазах студента как источник личностного роста и профессионального развития.

Работа со студентами первого курса направления «Журналистика» на занятиях по курсу «Культурология» состояла из нескольких взаимодополняющих этапов:

- изучение идеалов культуры,

- самостоятельный анализ произведений художественной культуры,

- написание собственной научно-популярной статьи.

Предварительно выполнив анализ произведения искусства, студенты затем готовили свой рассказ-статью. Так одновременно развивалось визуальное и критическое мышление. Для будущих журналистов крайне важно не только понять, в чем предназначение культуры в целом и искусства в частности, но и уметь рассказать об этом в увлекательной и заразительной форме.

Тема статьи, которую должны были написать студенты, звучала так: «Искусство современно: обращение ко мне и к каждому».

Актуализация истории искусства – одна из главных задач любого исследователя, обращающегося к изучению отдельных художественных творений, созданных в разные эпохи прошлого.

Как связано с нами то, о чем говорили на визуальном языке искусства сто, двести, пятьсот лет назад?

Как говорит искусство с человеком XXI века? И говорит ли вообще?

Понятие «современное искусство» не измеряется датами создания картин или датами жизни художника.

Искусство современно тогда, когда поднимает и решает проблемы сегодняшнего дня. Каковы эти проблемы? Об этом было предложено поразмыслить студентам-журналистам Сибирского федерального университета.

Перед вами – цитаты из лучших работ студентов группы ОЖ15-01Б.

 

Искусство современно: обращение ко мне и к каждому

Анастасия Винокурова:

«Основной вопрос мировоззрения – это вопрос о взаимоотношении человека и окружающего его мира. Но отличаются ли ключевые мировоззренческие проблемы XXI века от проблем, появившихся в прежние века? Я думаю, что нет. Конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина?

Все эти вопросы можно объединить одной проблемой: мы хотим познать самих себя и научиться быть в гармонии с окружающим миром.

Может ли произведение искусства рассказать что-то важное о нас? Может ли оно объяснить, как устроен мир, и каково место каждого человека в нем? За время существования люди создали огромное количество различных произведений искусства, в которых пытались найти и донести до зрителя свое видение вечных мировоззренческих проблем, решаемых на протяжении многих веков и до наших дней.

Я думаю, что произведения искусства, прежде всего, заставляют нас мыслить, искать и пытаться находить ответы на вечные вопросы. Безусловно, искусство является одним из лучших источников познания бытия. Но этот источник доступен не для всех. Чтобы осознать основную идею художественного произведения, нужно не просто смотреть на него, а научиться понимать».

 

Эльнара Шарифова:

«Размышляя о сути жизни, о своем происхождении, находящийся в поиске гармонии человек склонен обращаться именно к искусству.

Вот, например, на плафоне Сикстинской капеллы во фреске «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти величайшее чудо предстает перед зрителем!

"Сотворение Адама". Сикстинская капелла. Микеланджело Буонарроти. 1508-1512

Творец протягивает Свою руку, чтобы вдохнуть в свое творение жизнь, и почти прикасается своими пальцами к пальцу Адама. Да, да, он не дотрагивается до него, а почти касается, сохраняя при этом совсем крохотный промежуток, который создает в произведении особое напряжение.

Зрителя при этом охватывает нечто, похожее на электрический разряд. Нам кажется, что еще одно мгновение, и божественная энергия наполнит собой тело Адама.

Духовное и материальное становятся нерасторжимым целым. Идея единения человека с Богом находит отклик сердцах у многих.

...Искусство современно, поскольку дает нам вдохновение и силу».

 

Анатолий Рябинко:

«Вот перед нами произведение Пабло Пикассо «Автопортрет», написанное 30 июня 1972 года, за год до смерти художника. Эта картина является завершением серии автопортретов. В момент создания картины Пикассо было 90 лет.

Автопортрет. 1972. Пабло Пикассо

На картине мы видим самого Пабло. Он выглядит очень усталым, его черты лица и морщины прописаны грубыми, толстыми линями.

Но главная деталь этого автопортрета – это его глаза.

По глазам мы можем понять, что Пабло буквально видит смерть перед собой, он чувствует страх перед ней, он пришел к понимаю, что от смерти никуда не деться.

Пабло Пикассо говорил: «Мы не стареем, мы созреваем». Именно так можно определить все творчество великого художника. Можно сказать, он созревал всю свою жизнь. Пабло творил во многих стилях и направлениях. Именно его созревание длиною в жизнь подарило нам его многие картины.

«Автопортрет» 1972 года показывает нам, что Пикассо созрел для одной из главных мировоззренческих проблем – проблемы смерти. Своей картиной он показывает нам, что мы все равны перед смертью.

И главное, что мы должны сделать – это понять, что смерть неизбежна. Мы должны быть готовы к тому, что на месте лица Пикассо может оказаться наше лицо.

При этом вслед за Сенекой Пикассо мог бы сказать: «Только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек». Осознание смертности делает человека истинно живым. И именно это делает данный автопортрет со своим зрителем.

 

Иван Шалгинов:

«Я – сторонник того, что искусство может решить проблемы современности, но если же быть точным, то оно скорее лишь заставляет людей задуматься о них, направить на верный путь к их решению. Можно привести множество примеров произведений искусства прошлого, которые до сих пор актуальны.

В нашем современном мире люди очень часто недовольны собой, из-за этого они страдают от депрессии и становятся одинокими. Обыденные, мелкие проблемы превращают нас в слепцов, которые не видят мир во всех его красках.

Мы живем исключительно материальными вожделениями и привязанностями, боимся изменить привычный образ жизни, принести в жертву все отягощающее, которое умерщвляет душу человека, затягивая в рутину.

С этими проблемами и пытается бороться Сальвадор Дали при помощи своих картин.

Конечно, картины художника не обошли стороной глобальные общечеловеческие проблемы: гражданские войны («Лицо войны», «Предчувствие гражданской войны»), атомную войну («Ядерный крест»), нацизм («Загадка Гитлера») и др.

Дали решал вопросы христианской веры в своих произведениях («Распятие», «Христос Святого Иоанна»). Такие великие цели художника можно объяснить и тем фактом, что имя Сальвадор переводится в испанского как Спаситель, и такую миссию художник сам возложил на себя.

Однако для аргументации моей гипотезы о том, что искусство прошлого способно решить проблемы современности, я возьму в пример произведение Сальвадора Дали «Женщина у окна», обращающееся к решению частных, личностных проблем.

"Женщина у окна". Сальвадор Дали. 1925-1926

Произведение является своего рода стимулом для зрителя, живущего в современном мире.

На первый взгляд, изображена спокойная и простая домашняя сцена.

Однако важно смотреть на детали.

Так, пустота комнаты говорит нам о том, что необходимо отбросить все лишнее, что у тебя накопилось, ведь это лишь утяжеляет жизнь и не дает вырваться из этой каждодневной трясины.

По замыслу автора, нужно смотреть дальше своей обыденной жизни и пытаться добиться высот, которые на первый взгляд кажутся нереальными.

Основная идея картины – это освобождение от земного и стремление к иному, неизведанному. Не случайно окно выходит на море, символизирующее свободу и решительность.

К тому же мы видим юную девушку как не оформившуюся личность, которая только краем глаза заглянула в новый и неизведанный мир.

Она находится в ожидании перемен, которых с нетерпением ждет и боится.

Зрители не видят её лица, но каждый может почувствовать её желание двигаться вперед.

Комната как замкнутый мир, который она хочет расширить.

 

…Необходимо в каждом произведении искать то, что может помочь в поисках себя, в осмыслении мира».

 

Ксения Мажула:

«Современный человек столкнулся с проблемой выбора нравственных идеалов, жизненных ориентиров и ценностей, поскольку прежние мировоззренческие системы не могут решить накопившиеся проблемы, а мы всё ближе приближаемся к «запретной черте».

Люди стремятся разбогатеть, а развитие определяется количеством миллионеров. А это означает, что человек, переставая развиваться духовно, падает до животного уровня.

В данный момент тёмные аспекты преобладают, как печально это бы не звучало. Система тьмы - эгоцентрична и поощряет в человеке самые низменные качества, полностью соответствующие своей изначальной природе.

А способно ли искусство решить мировоззренческие проблемы?

На мой взгляд, художественный образ выполняет моделирующие качества, обладает художественным сознанием, репрезентацией реальности и одновременно выступает моделью духовно-ценностных отношений. Художественный образ – это особая идеальная модель мироотношения. 

Тяжелые жизненные обстоятельства требуют от человека смотреть вниз, себе под ноги, чтобы выживать и получать крохи от блага цивилизации. В то время как искусство заставляет смотреть вверх и устремляться небу.

Кафедральный собор Милана. Начало строительства - 1386.

Миланский собор с точки зрения духовного послания представляет собой традиционный для готики набор символов и образов. Центральное место занимает идея христианского спасения.

Путь верующего внутри собора представляется символичным путем к спасению, своеобразной духовной подготовкой к этому основополагающему событию в жизни каждого христианина.

Окружающие этот путь фигуры мучеников и святых, призваны помочь человеку обрести духовные силы в великих примерах истории христианства.

Это - позднеготическое чудо, которое содержит множество шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетенных вместе паутиной парящих опор, наполнено небесным цветом.

Слияние небесного и земного начал обеспечивает эффект взлета соборных форм.

Готический собор фиксирует важное качество мироотношения, поскольку ни на одном этапе нет хода вниз, каждым конструктивным или декоративным элементом здание имеет восходящее движение.

Он исполнен духа становления материи, подчас кажущегося самопроизвольным. Эта архитектура и поднимает человека, увлекая его своим порывом ввысь, и как бы растворяет его в своих стремительных ритмах, подчиняет себе.

...Искусство обладает значительным потенциалом в решении многих существующих проблем современного мира, поскольку увязывает достижение человеком земного благополучия с повышением его духовно-нравственного уровня, что, в свою очередь, способствует формированию приверженности человека высшим нравственным ценностям».