2013 год
В 2013 году прошло множество интересных событий в мире искусства: состоялись очередные Московская и Венецианская Биеннале современного искусства, галереи организовали ряд выставок. Одной из таких выставок стала демонстрация произведения Имрана Куреши в Нью-Йорке.
Нью-Йорк, 28 августа – 3 ноября 2013 года
Крыша Музея Метрополитен.
Выставка одного произведения Имрана Куреши
«Сколько дождей должно пролиться, чтобы смылась краска».
За последние пятнадцать лет Музей Метрополитен в Нью-Йорке неоднократно превращал террасу своей крыши в творческую лабораторию различных художников. Здесь создавали свои скульптуры и трехмерные инсталляции Клаус Ольденбург, Джефф Кунс, Томас Сарацено и другие.
В августе 2013 года зона Roof Garden была предоставлена для работы современного пакистанского художника Имрана Куреши (родился в 1972).
При помощи техники расплескивания красной акриловой краски на крыше, превращенной в один гигантский холст, создана растительно-орнаментальная композиция.
В качестве объект-языка для произведения пакистанского художника выступили миниатюры эпохи Великих Моголов, в которых присутствуют многочисленные изображения садов.
Актуальной является также и восточная поэзия: название произведения представляет собой строку из стихотворения Фаиза Ахмеда Фаиза.
Впервые к работе красной краской Куреши обратился три года назад. Красный цвет – символ крови и жестокости. Первые инсталляции художника в этом цвете были непосредственно связаны с бомбардировкой Лохара.
Живописно воссоздавая кровавые взрывы на своих «холстах», Куреши одновременно указывает на возможности поворота негативной мировой энергии в созидающую, позитивную спасительную. Здесь же, по его словам, возникает «диалог с жизнью, надеждой на новый старт» для всего человечества. Трагедия, заставляющая ужаснуться, сочувствовать и сострадать, позволяет расцвести новой жизни.
Тема живописного столкновения сил разрушения и созидания была перенесена на американскую крышу в период, когда трагические события в Бостоне еще сохранили особую актуальность в памяти людей.
Создавая из кроваво-красных пятен цветы, Имран Куреши, с одной стороны, живописно показывает процесс уничтожения цветов жизни: композиция, как явствует из ее названия, не вечна, будет смыта дождями и самим временем. Кроме того, каждый цветок в живописном решении мастера находится на грани изображения реального цветочного элемента и смутно-неясной абстракции.
С другой стороны, произведение искусства показывает, как возможен процесс созидания, как через художественную рефлексию человечество может начать процесс движения к собственному расцвету.
В своем интервью Куреши много говорит о важности взаимодействия произведения искусства с окружающим пространством. И пение птиц, доносящееся из рядом расположенного Центрального Парка, и порывы ветра, и лучи солнца сливаются с работой в единое целое. Так живописный парк вступает в диалог с парком реальным.
Произведение открыто дождям, а также человеческим шагам – на террасе Музея Метрополитен посетителям разрешается ходить по живописи Имрана Куреши.
Тенденция активного вовлечения зрителей в процесс художественной коммуникации, создание творений в открытых пространствах, демонстративное вестничество являются особенностями современного искусства.
И репрезентантом всех данных тенденций выступает творчество Имрана Куреши, образец которого зрители могут наблюдать на крыше Музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Произведение искусства представляет собой хрупкое, уязвимое, но достаточно эмоционально сильное высказывание обращенное к человечеству, природе. Послание, направленное всему миру и адресующее ему визуальный текст надежды на возможность спасения.