2021 год

 

"Обернутая Триумфальная Арка"

Кристо и Жанн-Клод

Париж, Площадь Звезды

16 сентября - 03 октября 2021 года

 

Хотя в 2021 году музеи вновь открылись для зрителей, из-за пандемии их посещаемость существенно сократилась.

Например, если ранее Лувр посещало более десяти миллионов человек в год, то в 2021 году их число не достигло и трех миллионов.

Поэтому безусловным экспозиционным трендом года можно назвать арт-площадки, предлагающие общение с произведениями искусства на открытом воздухе, в естественной природной или городской среде.

Удивительно, но художники Кристо и Жанн-Клод всегда именно таким и видели идеальное пространство для своих произведений.

Они создавали глобальные инсталляции, полностью меняющие городские ландшафты, горные и морские пейзажи. 

Кристо и Жанн-Клод обертывали Рейхстаг в Берлине ("Обернутый Рейхстаг", 1995), упаковывали острова Бискайского залива ("Окруженные острова", 1983), возводили врата-занавесы в каньоне Колорадо ("Занавес долины", 1972) и в Центральном парке Нью-Йорка ("Врата", 2005).

Одним из главных событий 2021 года стала реализация художественного проекта "Обернутая Триумфальная Арка" на Площади Звезды в Париже.

 

"Обернутая Триумфальная Арка", Кристо и Жанн-Клод. Париж, 2021

 

"Обертывание", "упаковка" - специфический метод, изобретенный Кристо и Жанн-Клод. 

В случае каждого конкретного художественного произведения метод упаковки имеет особенное значение и выполняет уникальные функции.

На этот раз объектом художественного "обертывания" выступил памятник французской архитектуры и скульптуры первой половины XIX века.

Колоссальная однопролетная Триумфальная Арка (1806-1836) была возведена по проекту архитектора Жан-Франсуа Шальгрена (1739-1811). 

И прежде чем понять суть художественной акции "сокрытия", необходимо ответить на вопрос - какова идея произведения, подвергаемого этому сокрытию?

 

О чем говорит Триумфальная Арка в своем "открытом" состоянии?

 

Арка представляет стиль Ампир - художественное направление, сформировавшееся в эпоху Консульства и Империи Наполеона Бонапарта (1804-1814 гг.).

Архитекторы Ампира ориентировались на традиции архитектуры имперского Рима.

Триумфальная Арка на Площади Звезды, Париж

 

Формы античной архитектуры трансформировались в соответствии с задачами создания торжественного пространства прославления государственного имперского могущества Франции. 

В XIX веке культовое строительство по масштабам уступало постройкам, вызванными задачами государственного строительства.

Архитектура моделировала новое социоцентрическое религиозное пространство.

Объектом сакрализации выступала сама государственная система. И архитектура создавала идеалы божественного покровительства строящейся и торжествующей империи Наполеона Бонапарта.

Имперский пафос и политическая направленность  составляли специфику классицистической программы Ампира XIX века. 

Триумфальная Арка, 1806-1836. Париж, Площадь Звезды. Архитектор Ж.-Ф. Шальгрен

 

Триумфальные арки и триумфальные колонны Ампира знаменовали вехи торжества самоутверждения Францию в качестве новой богоизбранной земли.

Так, например, Триумфальная Арка Площади Звезды была призвана прославить победу Наполеона в битве под Аустерлицем.

Площадь Звезды представляет образец новой системы городской организации, созданной в XIX веке. 

Такие визуальные понятия, как «пространственная ось», «соподчинение», «собирание под эгидой единого пути», «диктат правильного направления», «систематизация», «удержание энергией единого центра» определяют суть этой системы градостроительства. 

В Париже ключевые постройки центра города были связаны воедино для оформления города как священного центра мира.

Арка Площади Звезды выступала в качестве источника лучевой композиции центра столицы.

Из этого центра, от купола, которым была покрыта Арка, энергия социоцентрической религиозности эманировала по всем проспектам и улицам Парижа и далее переходила во все другие области единой империи.

 

"Выступление добровольцев в 1792 году" ("Марсельеза"), 1833-1836 гг. Скульптор - Франсуа Рюд

 

Скульптурные композиции, украшающие стены Триумфальной Арки, были выполнены в 1830-е годы и представляют иной стиль - Романтизм.

Романтизм определил развитие скульптуры Франции в эпоху революционных событий, постоянных перемен, которые полагали мир неустойчивым образованием, пребывающим в постоянном становлении.

Так, на правом цоколе восточной стороны монумента представлено произведение, изображающее одно из важнейших событий Французской Революции - рельеф "Выступление добровольцев в 1792 году".

5 июля 1792 г. армия добровольцев двинулась из Марселя для того, чтобы защитить Революцию от сил Реставрации.

Во время своего марша через всю Францию они пели песню, сочиненную Клодом Руже де Лиллем в Страсбурге 26 апреля.

Эту песню добровольцы назвали «Марсельеза», и в 1879 году она стала государственным гимном Франции.

Именно под названием "Марсельеза" рельеф, выполненный в 1836 году Франсуа Рюдом, стал известен миру.

Персонажей ведет закованная в панцирь крылатая Беллона - богиня войны, летящая над их головами. Революционный пафос единым порывом объединяет всю группу идущих, которые тем самым обретают божественные крылья, несущие их к победе.

Рот богини раскрыт: это она поет Марсельезу. В результате песня приобретает характер ритуального действия, а восстание  приобретает характер священной войны.

Триумфальная Арка Площади Звезды, 1806-1836 гг.

 

Умозрительно группа персонажей направляется к входу в триумфальную арку. Соответственно, их движение близко к своей победной кульминации. 

Таким образом, художественная концепция архитектуры и скульптуры Триумфальной Арки Площади Звезды в Париже определена социоцентрическим религиозным содержанием.

Арка демонстрирует события, связанные с триумфом империи, торжеством государства, прославлением значительных событий и выдающихся деятелей, приведших Францию к мировому господствуполитическому могуществу и историческому величию.

Все эти ценности необходимо скрыть от глаз человека - так выглядит послание, которое направляет зрителям новое произведение искусства, которое из Триумфальной Арки создают Кристо и Жанн-Клод.

Процесс "обертывания" Триумфальной Арки по проекту Кристо и Жанн-Клод. Сентябрь 2021 года, Париж

 

Осенью 2021 года Арка была покрыта полипропиленовой материей серебристо-голубого цвета, перевязанной красными веревками.

В период с 16 сентября по 3 октября Арка являла себя проходящим и проезжающим зрителя в новой - "сокрытой", "обернутой" - форме.

К этому времени Кристо (1935-2020) и Жанн-Клод (1935-2009) уже покинули наш мир.

Однако идеи их произведений и детально прописанные планы исполнения замыслов сохранились.

"Обернутая Триумфальная Арка" Кристо и Жанн-Клод в перспективе Елисейских полей

 

От идеи до воплощения у Кристо и Жанн-Клод традиционно уходило много лет, а иногда и десятилетий. Это было связано с необходимостью преодолевать множество препятствий при взаимодействии с властями различных городов и стран, как правило неохотно дававших согласие на реализацию проектов.

Но в этот раз время воплощения идеи произведения даже преодолело границы конечного пути жизни Кристо и Жанн-Клод.

Концепция "Обернутой Триумфальной Арки" была реализована после смерти художников.

"Обертывание" Триумфальной Арки на Площади Звезды по проекту Кристо и Жанн-Клод. Сентябрь 2021 года

 

В материалах, использованных для обертывания Арки, использованы три цвета французского флага - синий, белый и красный.

Однако эта историческая символика присутствует в неявном качестве: она составляет "нутро", но не подчиняет себе новый целостный облик.

"Обернутая Триумфальная Арка", 2021. Кристо и Жанн-Клод. Площадь Звезды, Париж

 

Скрыв рельефные композиции, связанные с исторической тематикой французской истории XVIII-XIX веков, Кристо и Жанн-Клод открыли чистую геометрию архитектурной конструкции.

Произведение "Обернутая Триумфальная Арка" говорит со зрителем на ясном языке архитектурной геометрии, свободной от актуально-исторического содержания и социоцентрической религиозности.

История, задающая текущий момент времени, уходит на дальний, невидимый план.

А на передний план выступает вневременное содержание, обозначающее триумф присутствия самой бесконечности в событиях, организующих жизнь на земле.