Сравнительный анализ произведений живописи и кино
Сравнительный анализ произведения киноискусства и живописных произведений особенно эффективно проводить на материале творчества таких художников, которые прекрасно владеют многогранным языком изобразительного искусства и знаниями в области развития живописи.
Таким кинохудожником, безусловно, является Терренс Малик.
Неоднократно, в разных своих произведениях он обращался к творчеству того или иного живописца или графика.
Например, произведение "Древо жизни" выполнено на основе объект-языка изобразительного искусства, поэзии и религиозной философии Уильяма Блейка.
Студенка отделения "Искусства и гуманитарные науки: кино и видео" Екатерина Дерезюк для своего исследования выбрала репрезентант раннего периода творчества Терренса Малика - "Дни жатвы".
Тщательное изучение фильма показало, что в качестве объекта для сравнения наиболее уместно выбрать произведения американского риджионализма ХХ века - "Мир Кристины" Э.Уайета, "Индейское озеро" Э,Уайета, "День посадки деревьев" Г.Вуда.
"Мир Кристины". Эндрю Уайет
"Индейское озеро". Эндрю Уайет
"День посадки деревьев". Грант Вуд
Е.Дерезюк в своей работе проводит сравнительный анализ материальных, индексных, иконических знаков произведений живописи и кино и демонстрирует точки соприкосновения картин мира, созданных в живописных и кинематографических творениях.
Кадр из фильма "Дни жатвы"
Кадр из фильма "Дни жатвы"
Сопоставление отдельных кадров и целостных повествовательных блоков показывает сходство мировоззренческого моделирования.
Кадр из фильма "Дни жатвы"
Сравнительный анализ показывает, что живопись привлекалась Терренсом Маликом в качестве знака определенной картины мира, сложившейся в США на Среднем Западе в первой половине ХХ века и визуализированной в произведениях американских художников.
При кинематографической реконструкции этой картины мира живопись стала опорой в формировании уникального высказывания на киноязыке.