Сравнительный анализ произведений живописи и кино

Сравнительный анализ произведения киноискусства и живописных произведений особенно эффективно проводить на материале творчества таких художников, которые прекрасно владеют многогранным языком изобразительного искусства и знаниями в области развития живописи.

Таким кинохудожником, безусловно, является Терренс Малик.

Неоднократно, в разных своих произведениях он обращался к творчеству того или иного живописца или графика.

Например, произведение "Древо жизни" выполнено на основе объект-языка изобразительного искусства, поэзии и религиозной философии Уильяма Блейка.

Студенка отделения "Искусства и гуманитарные науки: кино и видео" Екатерина Дерезюк для своего исследования выбрала репрезентант раннего периода творчества Терренса Малика - "Дни жатвы".

Тщательное изучение фильма показало, что в качестве объекта для сравнения наиболее уместно выбрать произведения американского риджионализма ХХ века - "Мир Кристины" Э.Уайета, "Индейское озеро" Э,Уайета, "День посадки деревьев" Г.Вуда.

"Мир Кристины". Эндрю Уайет

 

"Индейское озеро". Эндрю Уайет

 

"День посадки деревьев". Грант Вуд

Е.Дерезюк в своей работе проводит сравнительный анализ материальных, индексных, иконических знаков произведений живописи и кино и демонстрирует точки соприкосновения картин мира, созданных в живописных и кинематографических творениях.

Кадр из фильма "Дни жатвы"

Кадр из фильма "Дни жатвы"

Сопоставление отдельных кадров и целостных повествовательных блоков показывает сходство мировоззренческого моделирования. 

Кадр из фильма "Дни жатвы"

Сравнительный анализ показывает, что живопись привлекалась Терренсом Маликом в качестве знака определенной картины мира, сложившейся в США на Среднем Западе в первой половине ХХ века и визуализированной в произведениях американских художников. 

При кинематографической реконструкции этой картины мира живопись стала опорой в формировании уникального высказывания на киноязыке.