Сувенирная продукция для большого экрана

Конарев Максим. Рецензия на фильм "Хичкок"

Кино – относительно молодой вид искусства.

Но в весьма интересное время мы с вами живём – невероятное ускорение темпа жизни, передачи информации и глобализация позволили кинематографу прочно засесть в сознании людей в качестве неотъемлемой части культуры.

А сформировавшиеся во второй половине XX века положения постмодернизма позволили кино ещё более упрочить свои позиции – оно стало говорить само о себе. Начиная от мелких цитат, отсылок, аллюзий и до целых пародийных серий.

Теперь, чтобы понимать и любить современное кино, зритель должен быть подкован в вопросах истории кино в целом. К тому же, помимо самих произведений в истории кино есть ещё и личности, чьи судьбы сам по себе уже достойны экранизации.

А проблемный вопрос такой: может ли подобное кино стать самодостаточным произведением, не нуждающимся в поддержке авторитетом культового образа из истории?

Итак, фильм «Хичкок». Что будет, если исключить из картины самого Хичкока, заменив его фамилию, скажем, словами «эксцентричный и амбициозный, несмотря на свои годы, режиссёр».

Если вкратце, то получится история об изрядно постаревшем, обременённым не только славой и титулом мастера саспенса, но ещё и лишним весом режиссёре.

Дабы снова почувствовать творческую свободу, ушедшую вместе с молодостью, он берётся за экранизацию романа об убийце-трансвестите и его нездоровых отношениях с собственной матерью.

По вполне понятным причинам студийным воротилам эта затея кажется весьма сомнительной.

Режиссёр, преследуемый страхами и маниями, ставит на кон всё.

В итоге получается, что драма привлекает лишь тем, что главное действующее лицо – Альфред Хичкок, а не выдуманный сценаристами режиссёр.

В картине явно чувствуется расчёт создателей на то, что зрители знакомы как минимум с фигурой Хичкока.

Причём, фигурой в прямом смысле этого слова. Нередко в кадре появляется канонического вида Хичкок – чёрный костюм, задранный кверху подбородок, расслабленная поза с некоторой долей надменности. Вот мистер Хичкок ждёт машину, вот мистер Хичкок смотрит мультфильмы, вот мастер саспенса спорит с цензорами.

Также, начало и конец фильма обрамлены вставками в исключительно Хичковском стиле. Нередки и упоминания имени мастера. Так, одна только фраза: «Это новый фильм Хичкока», - заставляет продюсеров согласиться на съёмки.

Естественно, у сценаристов в рукавах оказалось несколько козырей, и зрителю доведётся увидеть, что под этим именем кроется нечто большее, чем просто самый великий режиссёр всех времен.

Про знаковых для киноиндустрии людей уже было снято несколько фильмов. Есть и действительно крупные серьёзные работы, такие как «Авиатор» Мартина Скорсезе. Есть небольшие телевизионные проекты. Например, «Я и Орсон Уэллс».

«Хичкок» оказывается как раз между ними – средней руки проект, который ценен как интересная история для фанатов.

Начинать знакомство с творчеством самого Хичкока с этого фильма определённо не стоит.