28 ноября 2015 года

В Красноярском художественном музее имени В.И.Сурикова состоялось мероприятие в формате "не-лекция".

«НЕЛЕКЦИЯ» в музее предлагает свободное общение в пространстве экспозиции о современном искусстве с профессионалами.

Цель «НЕЛЕКЦИИ» – показать, что настоящее искусство способно и создавать вневременные идеалы, и быть актуальным в каждую новую эпоху. Искусство сохраняет традиции, обращено в будущее и при этом живет в настоящем, оставаясь всегда современным.

В программе 28 ноября было два выступления.

Первую часть не-лекции - "Малевич в Мексике" вели М.В.Москалюк и Е.Толстихина.

Рассказ об открытии выставки русского авангарда в Мексике сопровождался демонстрацией произведения "Заумная картина. Дама, играющая на рояле" (1913) Казимира Малевича.

Данное произведение из фондов красноярского музея выступило в качестве одного из главных действующих лиц на выставке в Мехико.

"Заумная картина. Дама, играющая на рояле". Казимир Малевич. 1913 г.

Во второй части музейного вечера Мария Тарасова сделала выступление на тему "Визуально мыслить?/!/. Может каждый?/!/."

В разговоре о визуальных возможностях человека можно пройти три стадии, зафиксированные в названии выступления: вопрос-удивление ("возможно ли?"), восклицание ("результаты  удивительны!") и утверждение ("могу и я.").

Афиша мероприятия в Красноярском художественном музее им. В.И.Сурикова

Природа человеческого мозга – гармонична, она построена на балансе вербального и визуального мыслительных начал.

И владение визуальным мышлением – один из главных показателей творческой личности, один из важнейших инструментов человека как конструктора и изобретателя собственной жизни.

Но в полной ли мере все мы пользуемся своим визуальным мышлением? И как развить в себе умение визуально мыслить? Могут ли в этом помочь произведения изобразительного искусства?

Приближение к ответам на эти вопросы оказалось возможным в диалоге с картинами Казимира Малевича и Фриды Кало.

Эти художники подарили зрителю неисчислимое множество технологий визуального мышления.

"Англичанин в Москве". Казимир Малевич. 1914 г.

Основные визуально-мыслительные тактики были освоены на материале общения с картиной "Англичанин в Москве" Казимира Малевича.

Затем эти тактики были применены к практике диалога с такими картинами мексиканской художницы Фриды Кало, как "Мигель Н. Лира" (1927) и "Время летит" (1929).

"Мигель Н. Лира". Фрида Кало. 1927 год

"Время летит". Фрида Кало. 1929 год

Произведения живописи Малевича и Кало оказались высказываниями, составленными подобными знаками объект-языка изобразительного искусства.

По завершении выступления Мария Тарасова ответила на вопросы участников дискуссии.

Мария Тарасова во время выступления на тему "Визуально мыслить?/!/. Может каждый?/!/."

Зрители, в частности, интересовались тем, какие произведения в лучшей степени развивают визуальное мышление детей, а какие - взрослых; кто больше может увидеть в произведении искусства - художник или зритель и какие альтернативные образовательные программы можно разработать для того, чтобы визуальное мышление вышло на более высокий уровень развития.

С видеозаписью выступления Марии Тарасовой "Визуально мыслить?/!/. Может каждый?/!/." вы можете познакомиться здесь.