3 февраля 2016 года

В Сибирском федеральном университете прошла очередная олимпиада для школьников по мировой художественной культуре.

В рамках мероприятий, приуроченных к олимпиаде, состоялся цикл выступлений преподавателей кафедры культурологии ГИ СФУ перед учителями Красноярского края, преподающими МХК.

Мария Тарасова в своем докладе рассказала о возможностях развития визуального мышления через общение с произведениями изобразительного искусства:

            "Каждый день, пользуясь визуальным мышлением, мы складываем множество картин: мы сближаем далекое, видим сходства,   разделяем близкое, противопоставляем, обобщаем, формируем целое. Мы все это делаем, даже не касаясь видимых объектов. Так мы создаем видимый мир, и в целом, день за днем, создаем образ своей жизни.

              А искусство как раз и занимается проектированием миров. Талант мастера изобразительного искусства позволяет создать модель видимого мира. Причем модель визуализирует не только то, что видимо глазу, но и то, что постижимо лишь умозрением. Произведения искусства способны видеть невидимое.

              Еще один талант мастеров изобразительного искусства – это создание таких моделей мира, в которых многие, если не каждый, могут найти свое место.

              И поэтому мой главный интерес сегодня – изучение искусства как держателя стратегий и тактик визуального мышления.

              Объективная действительность может сохранять иллюзию случайности. Допустим, в течение одной поездки по городу вы видите массу разных вещей, зданий, встречаете людей и, возможно, встречаетесь с ними взглядами. Однажды я взяла в поездку фотоаппарат и делала фотографии отдельных объектов, притягивающих мой взгляд. Фотографии, взятые в отдельности, сохраняют независимость каждого объекта.

              Составленные в коллаж, фотообразы создают более целостную картину, позволяющую выстроить визуальное понятие «Город», или «День в городе», или «Мой день», или «Мой город», в зависимости от той идеи, которая объединит отдельные элементы целостного визуального представления.

             Я могу сложить свой день из разных образов, вы тоже можете это сделать. Но можем ли мы увидеть собственный портрет в полученной картине дня? Можем, хотя это уже сложнее. А мастер изобразительного искусства делает новый визуально-мыслительный шаг, неизмеримо более сложный и одновременно невероятно необходимый для каждого из нас: художник визуализирует сущность человека, раскрывает силы, движущие душевное и духовное развитие человека.

             В художественной реальности произведения изобразительного искусства никогда нет места случаю, нет лишних элементов. Каждый элемент – это знак, который указывает на идею художественного творения."

            Мария Тарасова рассказала о произведении "Англичанин в Москве" Казимира Малевича, в котором автор поставил перед собой задачу создания модели наиболее точного видения, преображающего профанное в сакральное, модели умозрения, трансформирующего обычные вещи - в вестников, говорящих о сути бытия.