Творческое мышление в рельефе

Диалог с произведением искусства – процесс, в котором активны обе стороны – и произведение, и зритель.

Причем активность зрителя не означает абсолютную свободу интерпретации художественных знаков.

Зритель – это тот, кто умеет смотреть и видеть, понимать увиденное, связывать знаки с их значениями.

Зритель – это человек с развитым визуальным мышлением. 

Как развивается визуальное мышление?

Есть разные ответы на этот вопрос: от увеличения опыта общения с произведениями изобразительного искусства до индивидуального творчества.

Интересным способом является также синтетическая образовательная технология, в которой объединяются изучение работ великих мастеров и собственное созидательное усилие.

Подобный образовательный эксперимент был проведен в Красноярском государственном университете (ныне – Сибирский федеральный университет).

Студенты-искусствоведы не только теоретически изучали историю искусства, но и погружались в самостоятельное освоение практики художественного творчества.

Постижение закономерностей взаимодействия художника и художественного материала при этом выходит на совершенно новый уровень. Непосредственное овладение техникой и мастерством обработки материала дает пусть и минимальное, но приближение к той искусности, которой с необходимостью обладает настоящий художник.

Цель данного процесса – не развитие навыков ремесла и не обучение студентов как художников.

Раскрытие особенностей творческого процесса, силы сопротивляемости материала и важности «взаимоуважения» материала и художника – вот задачи, которые решаются в таком образовательном эксперименте.

Кроме того, так развивается и творческое начало личности. Попробовать и проявить себя, пройти вслед художнику и одновременно создать нечто новое, свое – все эти действия создают программу будущей творческой активности.

Вот история одного эксперимента:

  • во время изучения искусства Древней Руси студенты исследовали рельефы церкви Покрова на Нерли (XII век) – сюжеты, связанные с библейским царем Давидом и его волшебным псалмопением, завораживавшим и притягивающим всех обитателей животного мира;

  • по аналогии с рельефами церкви Покрова на Нерли каждый студент разработал собственный дизайн рельефной резной композиции;

  • каждый дизайн составил часть единого проекта по созданию «врат» - дверей;

  • рельефные резные композиции были дополнены вставками, выполненными в технике геометрической резьбы;

  • рельефы выполнены в дереве при помощи долота и резака и покрыты краской;

  • рельефные произведения закреплены на дверях в учебную аудиторию, где занимаются студенты.

Церковь Покрова на Нерли. 1165 г.

Рельефы церкви Покрова на Нерли

Деревянные рельефы дверей, созданные студентами

Рельефная и геометрическая резьба дверей

Распределение рельефов на дверях подчиняется определенным закономерностям:

  • в «тимпане» (верхней части дверей) в центре помещена маска, по сторонам – птицы;

  • каждая створка разделена на две части – верхнюю и нижнюю, створки являются зеркальным отражением друг друга;

  • птицы, грифоны, львы – главные персонажи;

  • проект составлен так, что композиция визуально «утяжеляется», монументализируется в нижней части за счет фигур возлежащих и шагающих львов, а также охраняющих вход фантастических животных;

  • верхняя часть створок, напротив, визуально легка, за счет «порхающих» здесь птиц;

  • женский/ангельский лик-маска служит своеобразным замковым камнем композиции.

Маска-Лик в наддверной части

Птица в наддверном пространстве

Птица в наддверном пространстве

Птица на левой створке

Птица на правой створке

Птица на левой створке в центре

Птица на правой створке в центре

Грифон в верхней части левой створки

Грифон в верхней части правой створки

Лев в нижней части левой створки

Лев в нижней части правой створки

Нижняя части левой створки

Нижняя часть правой створки

Авторами рельефов выступили: Татьяна Собирай, Татьяна Вырва, Василий Салтыков, Татьяна Утешева, Светлана Бринева, Ольга Растрепина, Кристина Иванова, Мария Тарасова, Юлия Лукашевич, Наталья Буртасова, Ольга Мацкевич, Антонина Андреева, Татьяна Попова.

Организаторы образовательного эксперимента: Владимир Ильич Жуковский и Александр Иванович Зайцев.

 

Деятельностно входя в процесс освоения линий и объемов, формирующих древнерусские рельефы, человек соединил в себе качества зрителя и художника.

Визуальное мышление вышло на новый этап развития и составило основу для будущего творческого и зрительского опыта.