Творческое мышление в рельефе
Диалог с произведением искусства – процесс, в котором активны обе стороны – и произведение, и зритель.
Причем активность зрителя не означает абсолютную свободу интерпретации художественных знаков.
Зритель – это тот, кто умеет смотреть и видеть, понимать увиденное, связывать знаки с их значениями.
Зритель – это человек с развитым визуальным мышлением.
Как развивается визуальное мышление?
Есть разные ответы на этот вопрос: от увеличения опыта общения с произведениями изобразительного искусства до индивидуального творчества.
Интересным способом является также синтетическая образовательная технология, в которой объединяются изучение работ великих мастеров и собственное созидательное усилие.
Подобный образовательный эксперимент был проведен в Красноярском государственном университете (ныне – Сибирский федеральный университет).
Студенты-искусствоведы не только теоретически изучали историю искусства, но и погружались в самостоятельное освоение практики художественного творчества.
Постижение закономерностей взаимодействия художника и художественного материала при этом выходит на совершенно новый уровень. Непосредственное овладение техникой и мастерством обработки материала дает пусть и минимальное, но приближение к той искусности, которой с необходимостью обладает настоящий художник.
Цель данного процесса – не развитие навыков ремесла и не обучение студентов как художников.
Раскрытие особенностей творческого процесса, силы сопротивляемости материала и важности «взаимоуважения» материала и художника – вот задачи, которые решаются в таком образовательном эксперименте.
Кроме того, так развивается и творческое начало личности. Попробовать и проявить себя, пройти вслед художнику и одновременно создать нечто новое, свое – все эти действия создают программу будущей творческой активности.
Вот история одного эксперимента:
-
во время изучения искусства Древней Руси студенты исследовали рельефы церкви Покрова на Нерли (XII век) – сюжеты, связанные с библейским царем Давидом и его волшебным псалмопением, завораживавшим и притягивающим всех обитателей животного мира;
-
по аналогии с рельефами церкви Покрова на Нерли каждый студент разработал собственный дизайн рельефной резной композиции;
-
каждый дизайн составил часть единого проекта по созданию «врат» - дверей;
-
рельефные резные композиции были дополнены вставками, выполненными в технике геометрической резьбы;
-
рельефы выполнены в дереве при помощи долота и резака и покрыты краской;
-
рельефные произведения закреплены на дверях в учебную аудиторию, где занимаются студенты.
Церковь Покрова на Нерли. 1165 г.
Рельефы церкви Покрова на Нерли
Деревянные рельефы дверей, созданные студентами
Рельефная и геометрическая резьба дверей
Распределение рельефов на дверях подчиняется определенным закономерностям:
-
в «тимпане» (верхней части дверей) в центре помещена маска, по сторонам – птицы;
-
каждая створка разделена на две части – верхнюю и нижнюю, створки являются зеркальным отражением друг друга;
-
птицы, грифоны, львы – главные персонажи;
-
проект составлен так, что композиция визуально «утяжеляется», монументализируется в нижней части за счет фигур возлежащих и шагающих львов, а также охраняющих вход фантастических животных;
-
верхняя часть створок, напротив, визуально легка, за счет «порхающих» здесь птиц;
-
женский/ангельский лик-маска служит своеобразным замковым камнем композиции.
Маска-Лик в наддверной части
Птица в наддверном пространстве
Птица в наддверном пространстве
Птица на левой створке
Птица на правой створке
Птица на левой створке в центре
Птица на правой створке в центре
Грифон в верхней части левой створки
Грифон в верхней части правой створки
Лев в нижней части левой створки
Лев в нижней части правой створки
Нижняя части левой створки
Нижняя часть правой створки
Авторами рельефов выступили: Татьяна Собирай, Татьяна Вырва, Василий Салтыков, Татьяна Утешева, Светлана Бринева, Ольга Растрепина, Кристина Иванова, Мария Тарасова, Юлия Лукашевич, Наталья Буртасова, Ольга Мацкевич, Антонина Андреева, Татьяна Попова.
Организаторы образовательного эксперимента: Владимир Ильич Жуковский и Александр Иванович Зайцев.
Деятельностно входя в процесс освоения линий и объемов, формирующих древнерусские рельефы, человек соединил в себе качества зрителя и художника.
Визуальное мышление вышло на новый этап развития и составило основу для будущего творческого и зрительского опыта.