Январь 2022

Январь 2022

 

В выставочном пространстве конца 2021 - начала 2022 годов можно зафиксировать интересную тенденцию: кураторы ставят зрителя на позицию исследователя, ученого, искусствоведа.

Исследовательская концепция экспозиций позволяет зрителям анализировать и сопоставлять произведения разных художников, представленные на одной выставке. 

Сообщая зрителю функции искусствоведа, выставки учат видеть традиции и определять новации, выявлять признаки объект-языка и субъект-языка художественных произведений.

Зритель, действующий как искусствовед-исследователь, не только развивает свое визуальное мышление, но и постигает закономерности развития визуальной мысли выдающихся мастеров искусства.

 

Пикассо-Роден

Музей Родена и Национальный Музей Пикассо, Париж

19 мая 2021 - 6 марта 2022 

 

Афиша выставки "Роден/Пикассо"

Выставка одновременно проводится в двух музеях Парижа - Национальном музее Пикассо и Музее Родена.

Задача кураторов состоит в том, чтобы показать, как связаны произведения искусства двух гениальных мастеров - Огюста Родена и Пабло Пикассо.

Переходя из одного музея в другой и совершая путешествие по залам двойной экспозиции, зритель видит, как пластика Родена выступала источником вдохновения для Пикассо в его живописных композициях.

Например, на афишу выставки вынесены фрагменты скульптурной группы "Поцелуй" Родена и картины "Поцелуй" Пикассо, явно вдохновленной работой гениального скульптора.

Сравнительный анализ заставил исследователей ввести термин "роденовский период творчества" для определения раннего этапа (1900-1917) развития стиля Пикассо и, в особенности, для характеристики "голубого периода" творчества испанского живописца.

Действительно, эстетика стиля модерн, биоморфность статуарных форм персонажей, скульптурная монохромность и, главное, мировоззренческая концепция трагической конечности бытия объединяют произведения "голубого" периода в живописи Пикассо с творениями автора "Врат Ада".

 

"Герника" и "Врата Ада"

Кураторы выставки также предлагают зрителям отрефлексировать связь композиции "Врата Ада" Роден и картины "Герника" Пикассо. 

Если Роден при работе над "Вратами Ада" вышел за пределы иллюстрации "Божественной Комедии" и создал целостный образ ада человеческой души, то Пикассо преодолел границы визуализации конкретного исторического события фашистской бомбардировки города Герники и также поднялся на уровень монументального эпического обобщения проблемы мирового зла, уничтожающего человека.

Живописное произведение "Пловец", П.Пикассо и ​скульптурное произведение "Ирис, вестник богов", О.Роден

 

Сопоставляя такие произведение, как "Ирис, вестник богов" (1891) Огюста Родена и "Пловец" (1929) Пабло Пикассо, зрители видят, как одинаково свободно художники позволяли своему творческому мышлению двигаться на пути порождения новых визуальных понятий.

Человеческое тело трансформируется, превращаясь в образ мысли.

В результате не только мифологический герой Ирис, но и всякий иной персонаж, а также каждое произведение искусства как Родена, так и Пикассо, приобретают статус вестника, способного говорить с человеком о божественных силах, движущих все живое во вселенной.

 

Синьяк - коллекционер

Музей Д'Орсе, Париж

12 октября 2021 - 13 февраля 2022

 

Поль Синьяк - выдающийся мастер дивизионизма, известного также под именами пуантилизм и неоимпрессионизм.

Друг и соратник Жоржа Сёра, он не только понял суть нового стилевого направления, которое создал Сёра, но внес вклад в создание образцов этого стиля.

Кроме того, Синьяк оформил теорию метода дивизионизма, зафиксировав ее в своем труде "От Делакруа к неоимпрессионизму".

В этой книге Синьяк применяет исторический подход и доказывает, как закономерное развитие живописи с необходимостью привело к возникновению неоимпрессионизма.

Неоимпрессионизм понимался Сёра и Синьяком как метод, научно обобщающий все предшествующие достижения живописи.

С точки зрения Синьяка, неоимпрессионизм - квинтэссенция живописи.

"Цирк", 1891. Жорж Сёра

В произведениях неоимпрессионизма авторская индивидуальность, а также сюжетное своеобразие нивелируются, и сама живопись выступает главным объектом моделирования.

Техника пуантилизма позволяет увидеть мир в его атомарном качестве. Мироздание на глазах зрителя разлагается на составляющие элементы - атомы/краскоформы - а затем, при помощи оптической смеси и благодаря сотворчеству со зрителем, собирается в единое целое.

Таким образом, Поль Синьяк был знатоком истории живописи. Тем интересней становится соприкосновение с его коллекцией.

Будучи художником и искусствоведом, он также коллекционировал произведения искусства.

Коллекция позволяет увидеть, насколько уверенным был Синьяк в значительности метода неоимпрессионизма в истории искусства.

"Долина близ Овер-сюр-Уаз", 1880. Поль Сезанн

Первым произведением, которое Синьяк включил в свою коллекцию, стала картина Поля Сезанна "Долина близ Овер-сюр-Уаз" (1880).

Несмотря на то, что в то время метод неоимпрессионизма еще не был создан, а сам Синьяк был еще молодым человеком, только начинающим свой путь в искусстве, интерес к этой картине Сезанна показывает тот поиск, который уже велся будущим мастером нового стиля.

Искусство Сезанна в этом произведении обозначает традиции будущего развития метода самого Синьяка.

Картина "Долина близ Овер-сюр-Уаз" выполнена мазками правильной прямоугольной формы. 

Из этих элементарных краскоформ "лепится" и "строится" все художественное пространство.

Синьяк в живописи использовал подобный метод прямоугольных первоячеек живописной поверхности, которому ему научил Сезанн. Примером выступает картина "Сосна в Сен Тропе" (1909).

"Сосна в Сен Тропе", 1909. Поль Синьяк

 

Зритель, изучающий коллекцию Поля Синьяка, также узнает, что этот пионер неоимпрессионизма высоко ценил тех молодых художников, которые шли по его стопам и следовали методу дивизионизма в своем искусстве.

По этому принципу в персональную коллекцию Синьяком были включены произведения Эдмона Кросса, Тео Ван Риссельберга, Шарля Анграна, а также Анри Матисса, в ранний период творчества обращавшегося к методу дивизионизма.

"Вечерний воздух", 1893. Эдмон Кросс

 

На афише выставки "Синьяк коллекционер" представлено произведение "Вечерний воздух" (1893) Э.Кросса.

Именно через эту картину метод дивизионизма вошел в искусство Анри Матисса, который, вдохновившись данным произведением, создал картину "Покой благоденствия" (1904), также включенную Синьяком в свою коллекцию.

"Покой благоденствия", 1904. Анри Матисс

 

Идея мирового порядка и гармонии, определяющей устройство вселенной и утверждающий покой в организации человеческого бытия, объединяет произведения Поля Сезанна, Поля Синьяка, а также художников-последователей неоимпрессионизма.

Коллекция Поля Синьяка - это круг единомышленников.

Присоединиться к их собранию может сегодня и зритель этой выставки в парижском музее Д'Орсе.