Январь 2022
Январь 2022
В выставочном пространстве конца 2021 - начала 2022 годов можно зафиксировать интересную тенденцию: кураторы ставят зрителя на позицию исследователя, ученого, искусствоведа.
Исследовательская концепция экспозиций позволяет зрителям анализировать и сопоставлять произведения разных художников, представленные на одной выставке.
Сообщая зрителю функции искусствоведа, выставки учат видеть традиции и определять новации, выявлять признаки объект-языка и субъект-языка художественных произведений.
Зритель, действующий как искусствовед-исследователь, не только развивает свое визуальное мышление, но и постигает закономерности развития визуальной мысли выдающихся мастеров искусства.
Пикассо-Роден
Музей Родена и Национальный Музей Пикассо, Париж
19 мая 2021 - 6 марта 2022
Афиша выставки "Роден/Пикассо"
Выставка одновременно проводится в двух музеях Парижа - Национальном музее Пикассо и Музее Родена.
Задача кураторов состоит в том, чтобы показать, как связаны произведения искусства двух гениальных мастеров - Огюста Родена и Пабло Пикассо.
Переходя из одного музея в другой и совершая путешествие по залам двойной экспозиции, зритель видит, как пластика Родена выступала источником вдохновения для Пикассо в его живописных композициях.
Например, на афишу выставки вынесены фрагменты скульптурной группы "Поцелуй" Родена и картины "Поцелуй" Пикассо, явно вдохновленной работой гениального скульптора.
Сравнительный анализ заставил исследователей ввести термин "роденовский период творчества" для определения раннего этапа (1900-1917) развития стиля Пикассо и, в особенности, для характеристики "голубого периода" творчества испанского живописца.
Действительно, эстетика стиля модерн, биоморфность статуарных форм персонажей, скульптурная монохромность и, главное, мировоззренческая концепция трагической конечности бытия объединяют произведения "голубого" периода в живописи Пикассо с творениями автора "Врат Ада".
"Герника" и "Врата Ада"
Кураторы выставки также предлагают зрителям отрефлексировать связь композиции "Врата Ада" Роден и картины "Герника" Пикассо.
Если Роден при работе над "Вратами Ада" вышел за пределы иллюстрации "Божественной Комедии" и создал целостный образ ада человеческой души, то Пикассо преодолел границы визуализации конкретного исторического события фашистской бомбардировки города Герники и также поднялся на уровень монументального эпического обобщения проблемы мирового зла, уничтожающего человека.
Живописное произведение "Пловец", П.Пикассо и скульптурное произведение "Ирис, вестник богов", О.Роден
Сопоставляя такие произведение, как "Ирис, вестник богов" (1891) Огюста Родена и "Пловец" (1929) Пабло Пикассо, зрители видят, как одинаково свободно художники позволяли своему творческому мышлению двигаться на пути порождения новых визуальных понятий.
Человеческое тело трансформируется, превращаясь в образ мысли.
В результате не только мифологический герой Ирис, но и всякий иной персонаж, а также каждое произведение искусства как Родена, так и Пикассо, приобретают статус вестника, способного говорить с человеком о божественных силах, движущих все живое во вселенной.
Синьяк - коллекционер
Музей Д'Орсе, Париж
12 октября 2021 - 13 февраля 2022
Поль Синьяк - выдающийся мастер дивизионизма, известного также под именами пуантилизм и неоимпрессионизм.
Друг и соратник Жоржа Сёра, он не только понял суть нового стилевого направления, которое создал Сёра, но внес вклад в создание образцов этого стиля.
Кроме того, Синьяк оформил теорию метода дивизионизма, зафиксировав ее в своем труде "От Делакруа к неоимпрессионизму".
В этой книге Синьяк применяет исторический подход и доказывает, как закономерное развитие живописи с необходимостью привело к возникновению неоимпрессионизма.
Неоимпрессионизм понимался Сёра и Синьяком как метод, научно обобщающий все предшествующие достижения живописи.
С точки зрения Синьяка, неоимпрессионизм - квинтэссенция живописи.
"Цирк", 1891. Жорж Сёра
В произведениях неоимпрессионизма авторская индивидуальность, а также сюжетное своеобразие нивелируются, и сама живопись выступает главным объектом моделирования.
Техника пуантилизма позволяет увидеть мир в его атомарном качестве. Мироздание на глазах зрителя разлагается на составляющие элементы - атомы/краскоформы - а затем, при помощи оптической смеси и благодаря сотворчеству со зрителем, собирается в единое целое.
Таким образом, Поль Синьяк был знатоком истории живописи. Тем интересней становится соприкосновение с его коллекцией.
Будучи художником и искусствоведом, он также коллекционировал произведения искусства.
Коллекция позволяет увидеть, насколько уверенным был Синьяк в значительности метода неоимпрессионизма в истории искусства.
"Долина близ Овер-сюр-Уаз", 1880. Поль Сезанн
Первым произведением, которое Синьяк включил в свою коллекцию, стала картина Поля Сезанна "Долина близ Овер-сюр-Уаз" (1880).
Несмотря на то, что в то время метод неоимпрессионизма еще не был создан, а сам Синьяк был еще молодым человеком, только начинающим свой путь в искусстве, интерес к этой картине Сезанна показывает тот поиск, который уже велся будущим мастером нового стиля.
Искусство Сезанна в этом произведении обозначает традиции будущего развития метода самого Синьяка.
Картина "Долина близ Овер-сюр-Уаз" выполнена мазками правильной прямоугольной формы.
Из этих элементарных краскоформ "лепится" и "строится" все художественное пространство.
Синьяк в живописи использовал подобный метод прямоугольных первоячеек живописной поверхности, которому ему научил Сезанн. Примером выступает картина "Сосна в Сен Тропе" (1909).
"Сосна в Сен Тропе", 1909. Поль Синьяк
Зритель, изучающий коллекцию Поля Синьяка, также узнает, что этот пионер неоимпрессионизма высоко ценил тех молодых художников, которые шли по его стопам и следовали методу дивизионизма в своем искусстве.
По этому принципу в персональную коллекцию Синьяком были включены произведения Эдмона Кросса, Тео Ван Риссельберга, Шарля Анграна, а также Анри Матисса, в ранний период творчества обращавшегося к методу дивизионизма.
"Вечерний воздух", 1893. Эдмон Кросс
На афише выставки "Синьяк коллекционер" представлено произведение "Вечерний воздух" (1893) Э.Кросса.
Именно через эту картину метод дивизионизма вошел в искусство Анри Матисса, который, вдохновившись данным произведением, создал картину "Покой благоденствия" (1904), также включенную Синьяком в свою коллекцию.
"Покой благоденствия", 1904. Анри Матисс
Идея мирового порядка и гармонии, определяющей устройство вселенной и утверждающий покой в организации человеческого бытия, объединяет произведения Поля Сезанна, Поля Синьяка, а также художников-последователей неоимпрессионизма.
Коллекция Поля Синьяка - это круг единомышленников.
Присоединиться к их собранию может сегодня и зритель этой выставки в парижском музее Д'Орсе.