2022 год
Февраль 2022
Мир Стоунхенджа
Британский музей, Лондон
17 февраля - 17 июля 2022 года
Кураторы масштабной выставки в Британском музее - Дункан Гарроу и Нил Уилкин - поставили перед собой весьма амбициозную задачу - воссоздать в музейном пространстве мир первобытной Британии.
Поскольку главный арт-объект - сам Стоунхендж - остается, естественно, за пределами экспозиции, закономерно возникают вопросы:
- Каким экспонатам предстоит сыграть на выставке главную роль?
- Как можно воссоздать мир Стоунхенджа без Стоунхенджа?
- Насколько успешным может стать этот выставочный проект?
СТОУНХЕНДЖ - шедевр культового зодчества древней эпохи "мегалитов", расположенный на юго-западе Англии, на священной Солсберрийской равнине.
Стоунхендж. 1900-1700 гг. до н.э.
Стоунхендж - это святилище, призванное организовать встречу человека и бога. Это - место встречи и прощания людей с Солнцем в дни летнего и зимнего солнцестояния.
В своем анализе знаменитого памятника древней архитектуры (Визуальная сущность религии, с. 242-254), Владимир Жуковский писал, что Стоунхендж - это перекресток Вселенной, на котором рано или поздно должна произойти встреча Солнца, Луны, Земли друг с другом и с человеком.
Будучи точкой пересечения жизни "по Луне" (ось "север-юг") и жизни "по Солнцу" (ось "восток-запад"), Стоунхендж неразрывно связан не только со смертью, но и с жизненным плодородием. "Мужские" (отдельно стоящие вертикальные камни) и "женские" (кольца, подковы, арки трилитов) элементы святилища находятся в тесном взаимодействии.
Оплодотворяющая встреча Солнца, Луны, Земли и человека приводит не только к их смерти (солнечное и лунное затмение), но и к порождению жизни нового качества.
Солнечное затмение приводит к явлению "нового Солнца", а продуктом лунного затмения выступает "новая Луна".
И хотя СТОУНХЕНДЖ действительно не смог "явиться" на выставку в Лондон, иммерсивный аспект экспозиции придало другое монументальное произведение древней кельтской культуры - СИХЕНДЖ (Seahenge).
Seahenge на выставке "Мир Стоунхенджа" в Британском музее. Февраль 2022 года.
SEAHENGE был создан в 2049 г.до н.э., долгое время был скрыт водой и лишь в 1998 году был обнаружен в Норфолке.
Сихендж при обнаружении в 1998 году, в графстве Норфолк, Великобритания
Конструкция Сихенджа включает 54 дубовых столба, установленных вокруг огромного перевернутого пня дерева.
Ученые предполагают, что именно центральный древесный объект играл главную роль - роль алтаря - при совершении ритуальных действ.
Сихендж, один из сакральных комплексов древности, выполнял религиозную функцию восстановления связи между человеком и божественным миром Природы, Космоса, Абсолюта.
Как и Стоунхендж, Сихендж был построен в соответствии с дорогами, прокладываемыми солнечными лучами. Исследователи установили, что памятник был возведен в весенне-летний период 2049 г. до н.э.
Сихендж - это памятник первобытного деревянного культового зодчества, древний храм, в котором душа человека совершала акт растворения в бесконечности абсолютного духа.
Как и Стоунхендж, Сихендж изначально представлял собой систему концентрических кругов.
Круговая композиция Сихенджа - это наглядная модель бесконечной вселенной, где циклы человеческой жизни подобны солнечным и лунным циклам, и где вечность открывается для душ, переходящих в мир иной.
Древние столбы Сихенджа были доставлены в Лондон для участия в выставке Британского музея, и зрители могут не только увидеть дерево эпохи Бронзового века, но и при помощи своего визуального мышления увидеть часть великой духовной истории человечества.
Золотой головной убор Schiferstadt (предположительно, головной убор древнего жреца). 1600 г. до н.э. Экспонат выставки "Мир Стоунхенджа"
Каждое произведение искусства, репрезентирующее "мир Стоунхенджа", воссоздает ту модель мироотношения, в которой человек все устремления своего земного пути направлял на постижение космической вселенной, организацию связи с опорными точками бесконечности - Солнцем, Луной - и через них - с Универсумом в целом.
Так, например, золотой головной убор жреца украшен дисками и лентами, представляющими путь и фазы взаимодействия Земли и Солнца, и демонстрирует, тем самым, небесный календарь, в соответствии с которым соизмерялась жизнь на земле.
Сам художественный материал - золото - не только воплощает солярную силу, но и обнаруживает ту стихию огня, из которой загорается жизнь во Вселенной.
Солнечный диск. Экспонат выставки "Мир Стоунхенджа"
Круговая композиция доминирует во всех произведениях искусства, представляющих эпоху Стоунхенджа.
Культ Солнца определял законы создания памятников древней британской архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Небесный диск из Небры, 3600 г. до н.э., золото, бронза, d = 30 см. Музей в Галле, Германия.
Экспонат выставки "Мир Стоунхенджа", Британский музей
Одним из наиболее удивительных по своей красоте произведений искусства, представленных на выставке в Лондоне, является "Небесный Диск из Небры".
Ученые называют это произведение первой картой неба, созданной в Европе.
В 1999 году диск был найден рядом с немецким городом Небра.
Произведение древнего искусства, с 2002 года хранящийся в Музее Галле в Германии, впервые прибыл в Британию.
Однако исследователям удалось доказать, что золото, использованное при создании произведения, британского происхождения - золото из Корнуэлла.
Таким образом, это такой памятник культуры древности, который демонстрирует как наличие интенсивных связей между отдельными частями европейского мира, так и единство художественного и научного мышления.
Как и Стоунхендж, Небесный Диск представляет космический мир взаимодействия небесных светил.
Золотые ленты, окаймляющие диск с правой и левой стороны, указывают на положение восходящего и заходящего Солнца.
Изображение Плеяд расположено между образами Солнца и Луны. В результате золотые звезды складываются в созвездия, по которым древние астрономы могли вычислять приход високосного года.
Солнце и Луна одновременно представлены на Небесном Диске, символизирующем бесконечность космоса.
Элементом, соединяющим эти светила дня и ночи, выступает золотая Ладья, плывущая по небесам.
Знак ладьи указывает на мифологическую близость создателей Небесного Диска с архитекторами Древнего Египта, в эту же эпоху возводивших древние пирамиды в Гизе.
Как и Стоунхендж, древнеегипетские пирамиды выполняли функции посредничества в организации отношения мира земли и небес, конечного человека и бесконечной Вселенной.
Взаимодействие зрителя с произведениями древнего искусства, представленными на выставке "Мир Стоунхенджа", показывает те истинные религиозные ценности, которыми всегда руководствовались художники прошлого.
Сегодня, в XXI веке, художники все больше внимания фокусируют на решении социальных проблем человечества, организации отношения на уровне "конечное - конечное".
Выставка в Британском музее - это "путешествие" в ту эпоху, когда создание пространства созвучия мира отдельной человеческой Души с великим миром абсолютного Духа, организация отношения уровня "конечное - бесконечное" было главными задачами искусства.