Русское искусство
Русское искусство XIX - начала ХХ века - эпоха, в которой можно выделить несколько основных этапов.
Первый этап - искусство первой трети XIX века.
В архитектуре начало XIX века характеризуется создание городских ансамблей двух крупнейших городов России - Санкт-Петербурга и Москвы. Господствует стиль классицизм (творчество К.Росси).
В скульптуре также ведущим является классицистическое стилевое начало. Развивается гражданская тема, основанная на ценностях патриотизма и моделировании героев Отечества ("Минин и Пожарский" И.Мартоса).
В живописи в этот период академический классицизм постепенно теряет свою актуальность и начинает свое сложение русский романтизм.
В русской живописи романтизма выделяются фазы раннего (творчество О.Кипренского) и зрелого (творчество К.Брюллова) развития.
Второй этап - искусство второй трети XIX века.
В архитектуре наблюдаются тенденции ретроспективизма, создания различных вариантов неоромантических стилей (неоготическое, ориенталистское направление).
Также для архитектуры этого времени типично обращение к традициям византийской и древнерусской архитектуры (Храм Христа Спасителя в Москве).
В середине XIX века начинает господствовать эклектика.
В скульптуре можно также видеть тенденции эклектизма (Памятник Николаю I на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга).
Романтизм в скульптуре представлен творчеством П.Клодта (скульптурная группа "Укрощение коней").
В живописи данного периода начинает свое развитие реализм.
По аналогии с художественной литературой XIX века, в русском живописном реализме можно выделить следующие периоды становления:
- синкретический реализм (творчество А.Венецианова и П.Федотова);
- эмпирический реализм (творчество И.Крамского);
- типический реализм (творчество В.Перова, И.Репина, И.Прянишникова и других представителей Товарищества передвижных художественных выставок).
Третий этап - русское искусство рубежа XIX - XX века (1880-е - 1910-е годы)
Во всех видах искусства в это время складывается стиль модерн.
В архитектуре московского модерна ярким репрезентантом является особняк С.Рябушинского в Москве (архитектор - Ф.Шехтель).
В скульптуре модерн представлен творчеством С.Коненкова, Н.Андреева и А.Голубкиной.
В живописи модерн явлен в произведениях М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, В.Серова.
Также рубеж веков отличается новым обращением к древнерусским традициям - так получает развитие неорусский стиль.
В архитектуре репрезентантами неорусского стиля является Марфо-Мариинская обитель в Москве и Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.
Языческая деревянная скульптура выступила традицией одного из направлений творчества русского скульптора С.Коненкова.
В живописи неорусский стиль особенно ярко проявился в творчестве М.Нестерова, В.Васнецова.
С ключевыми памятниками-репрезентантами русского искусства XIX - начала ХХ века можно познакомиться в разделе Галерея.