Семинар 1
Тема семинара:
«Общая характеристика искусства рубежа XIX-XX веков»
1. Актуально-исторический контекст искусства рубежа XIX-XX веков. Гипотезы о взаимодействии искусства и культурно-исторических событий эпохи.
А) Политика Европы на рубеже XIX-XXвеков. Обстоятельства, предшествовавшие Первой мировой войне.
Б) Научные открытия рубежа XIX-XX веков: становление социологии (О. Конт), психологии (В. Вунд), культурной антропологии. Причины появления данных наук. Оценить открытия в физике, в частности электродинамике, суть теории относительности А. Эйнштейна и ее применимость к определению специфики мироотношения эпохи.
В) Религиозная ситуация на рубеже XIX-XX веков. Деятельность христианской католической церкви.
Г) Технические изобретения рубежа XIX-XX веков и их влияние на мировоззрение человека эпохи.
2. Взаимосвязь западноевропейского искусства XIX века и искусства рубежа XIX-XX веков: тенденции развития:
· Архитектура: Церковь Всех Святых Душ, арх. Джон Гилберт Скотт (Англия, неоготика, 1855 - 1859), Британский парламент, арх. Чарльз Бэрри (18401868) и собор Саграда Фамилиа в Барселоне, арх. Антонио Гауди (1888 – по настоящее время).
· Скульптура: «Маршал Ней» Франсуа Рюда (1852-53) и «Бронзовый век» Огюста Родена (1871).
· Живопись: «Двое, созерцающие луну» К.Д. Фридриха и «Звёздная ночь» В. Ван Гога.
3. Основные характеристики мироотношения эпохи рубежа XIX-XX веков (на основе сравнительного анализа):
· Идеи бессознательных энергий, управляющих жизнью человека: психологическая теория Зигмунда Фрейда (трактат «Я и Оно») и «Поцелуй» Густава Климта;
· Идеи «невидимого» инобытия в искусстве рубежа XIX-XX веков: пьеса «Слепые» Мориса Метерлинка и «В комнате больного» Эдвард Мунк;
· Идея ощущения разочарованности и безнадежности в мироотношении рубежа XIX-XX веков: Стихотворение Поля Верлена «Разочарование» и картина «Устали жить» Фердинанда Ходлера.
· Значение образа женщины в мировоззрении рубежа XIX-XX веков: скульптура «Вечный идол» Огюста Родена и картина «Мадонна» Эдварда Мунка;
· Идея единения с природным началом как путь ухода от трагичного мироощущения: Стихотворение Артюра Рембо «Предчувствие» и картина «Сладкие грёзы» Поля Гогена;
· Идея центрации на семейной жизни человека в искусстве рубежа XIX-XX веков: пьеса «Кукольный дом» Генрика Ибсена и «Супружеская жизнь» Эдуара Вюйара;
· Дуализм добра и зла традиционных ценностей: Стихотворение «Гимн красоте» Шарля Бодлера (из сборника «Цветы зла») и скульптура «Вечный идол» О. Родена