Семинар 2
Тема семинара:
Западноевропейская архитектура рубежа XIX-XX веков
стилевого пространства Ареаромантизм.
1. Градостроительные принципы XIX века и рубежа XIX-XX веков как поиск отличий в моделировании идеального социального устройства. Сравнительный анализ:
· Принципов организации городского пространства в архитектуре XIX века (площадь Звезды в Париже, улица Риволи) и в архитектуре рубежа XIX-XX веков (станции метрополитена Г. Гимара).
· Взаимодействия природного и городского пространства в архитектуре XIX века (жилые террасы Дж. Нэша) и в архитектуре рубежа XIX-XX веков (парк Гуэль А. Гауди).
2. Специфика стилевого пространства архитектуры рубежа XIX-XX веков согласно признакам стилевого пространства:
· Культовая архитектура: крипта колонии Гуэль и собор Саграда Фамилья А. Гауди.
· Общественная архитектура: Народный Дом В. Орта.
· Жилая архитектура: Дом Лео Морера Л. Доменичи-и-Монтанера. http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Casa_Lle%C3%B3_Morera
3. Визуальные понятия архитектуры модерна: исследование архитектуры Дома-мастерской Виктора Орта в Брюсселе.
-
Визуализация понятия «духовный мир» человека: средства визуализации, содержание представлений о человеческой душе в архитектуре модерна;;
-
Понятия «интенциональность», «перетекание» на основе исследования характера взаимодействия помещений в доме;
-
Визуализация понятия «творчество» в архитектуре модерна;
-
Визуализация понятия «растущий организм» в архитектуре модерна.
-
Гипотезы о дополнительных визуальных понятиях, характеризующих архитектуру модерна.
4. «Гётеанум» (1908/1913 – 1919, 1922-23) Рудольфа Штайнера как репрезентант архитектуры рубежа XIX-XX веков.
4.1. Архитектурные особенности здания «Гётеанум»:
а) значение месторасположения здания (Швейцария, Дорнах);
б) план;
в) строительный материал и его символика;
г) организация объемов и ярусов здания;
д) специфика экстерьера;
е) специфика интерьера;
ж) модель движения человека-зрителя в здании;
з) Функциональное предназначение здания «Гётеанум».
4.2. Историко-культурные детерминанты строительства здания «Гётеанум»:
а) Актуально-историческая ситуация времени создания «Гётеанума»;
б) Философская концепция Рудольфа Штайнера. Основные положения философских трудов по антропософии (например, трактат «Теософия»);
в) Символика названия здания: значение философии Иоганна Гёте для формирования архитектурной концепции здания; художественные идеи литературного произведения «Фауст»;
г) Сущность искусства эвритмии.
4.3. Художественные идеи, моделируемые архитектурным образом здания «Гётеанум»:
а) Модель отношения зрителя и произведения искусства;
б) Модель мироотношения;
в) Религиозная определенность произведения (эгоцентрическая, социоцентрическая, космоцентрическая, Абсолютоцентрическая);
г) Вербальный инвариант, визуализированный архитектурными формами «Гётеанума». Гипотезы.