Семинар 2

Тема семинара:

Западноевропейская архитектура рубежа XIX-XX веков

стилевого пространства Ареаромантизм.

1.   Градостроительные принципы XIX века и рубежа XIX-XX веков как поиск отличий в моделировании идеального социального устройства. Сравнительный анализ:

·     Принципов организации городского пространства в архитектуре XIX века (площадь Звезды в Париже, улица Риволи) и в архитектуре рубежа XIX-XX веков (станции метрополитена Г. Гимара).

·     Взаимодействия природного и городского пространства в архитектуре XIX века (жилые террасы Дж. Нэша) и в архитектуре рубежа XIX-XX веков (парк Гуэль А. Гауди).

2.   Специфика стилевого пространства архитектуры рубежа XIX-XX веков согласно признакам стилевого пространства:

·      Культовая архитектура: крипта колонии Гуэль и собор Саграда Фамилья А. Гауди.

·      Общественная архитектура: Народный Дом В. Орта.

·      Жилая архитектура: Дом Лео Морера Л. Доменичи-и-Монтанера. http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Casa_Lle%C3%B3_Morera 

3. Визуальные понятия архитектуры модерна: исследование архитектуры Дома-мастерской Виктора Орта в Брюсселе.

  • Визуализация понятия «духовный мир» человека: средства визуализации, содержание представлений о человеческой душе в архитектуре модерна;;

  • Понятия «интенциональность», «перетекание» на основе исследования характера взаимодействия помещений в доме;

  • Визуализация понятия «творчество» в архитектуре модерна;

  • Визуализация понятия «растущий организм» в архитектуре модерна.

  • Гипотезы о дополнительных визуальных понятиях, характеризующих архитектуру модерна.

4. «Гётеанум» (1908/1913 – 1919, 1922-23) Рудольфа Штайнера как репрезентант архитектуры рубежа XIX-XX веков. 

4.1.     Архитектурные особенности здания «Гётеанум»:

а) значение месторасположения здания (Швейцария, Дорнах);

б) план;

в) строительный материал и его символика;

г) организация объемов и ярусов здания;

д) специфика экстерьера;

е) специфика интерьера;

ж) модель движения человека-зрителя в здании;

з) Функциональное предназначение здания «Гётеанум».

4.2.     Историко-культурные детерминанты строительства здания «Гётеанум»:

а) Актуально-историческая ситуация времени создания «Гётеанума»;

б) Философская концепция Рудольфа Штайнера. Основные положения философских трудов по антропософии (например, трактат «Теософия»);

в) Символика названия здания: значение философии Иоганна Гёте для формирования архитектурной концепции здания; художественные идеи литературного произведения «Фауст»;

г) Сущность искусства эвритмии.

4.3.     Художественные идеи, моделируемые архитектурным образом здания «Гётеанум»:

а) Модель отношения зрителя и произведения искусства;

б) Модель мироотношения;

в) Религиозная определенность произведения (эгоцентрическая, социоцентрическая, космоцентрическая, Абсолютоцентрическая);

г) Вербальный инвариант, визуализированный архитектурными формами «Гётеанума». Гипотезы.