Научная работа студентов

Руководство научно-исследовательской работой студентов является неотъемлемой и очень важной частью образовательной деятельности Марии Владимировны Тарасовой.

М.В.Тарасова:

"Активизация творческого процесса на занятиях, пробуждение студенческой исследовательской инициативы крайне важно для создания атмосферы полноценного образовательного роста во время всего процесса обучения. Поэтому я ставлю перед собой задачу создания как можно большего количества учебных заданий, провоцирующих студентов на индивидуальное творчество. Каждая дисциплина, которую я преподаю, связана с творчеством выдающихся мастеров мировой художественной культуры. Но важно дать студентам не только исследовать творения этих мастеров, но и самостоятельно стать на позицию творца. Образование есть пространство творческого самомоделирования студента как ученого, художника, творца своей жизни. И каждая учебное мероприятие должно приближать студента к освоению этого пространства". 

Результаты совместной научной работы М.В.Тарасовой со студентами специальностей "искусствоведение" и "реклама" Гуманитарного института Сибирского федерального университета многообразны:

- курсовые работы;

- выпускные бакалаврские работы;

- выпускные дипломные работы;

- статьи в журналах;

- тексты современной арт-критики;

- творческие работы.

Данный раздел сайта знакомит вас с некоторыми результатами студенческих работ, выполненных под руководством Марии Владимировны Тарасовой.

1) «Произведение «Русская Венера» как репрезентант творчества Бориса Михайловича Кустодиева»

Совместное научное исследование Марии Владимировны Тарасовой и Ольги Белоусовой посвящено философско-искусствоведческому анализу произведения «Русская Венера» как репрезентанта творчества Бориса Михайловича Кустодиева. В работе выявлена основная художественная идея произведения «Русская Венера».  Представлена гипотеза систематизации произведений Б.М. Кустодиева. Проанализированы такие репрезентанты творчества русского художника, как «Федор Михайлович Шаляпин», «Красавица» и «Масленица», определено место картины «Русская Венера» в творчестве Б.М.Кустодиева.

Исследование представляет собой курсовую работу студентки IV курса, специальность «искусствоведение», год защиты – 2008.

Представлены фрагменты исследования.

2) «Методическое исследование произведений нидерландской живописи XVI века (картина «Крестьянская свадьба» Питера Брейгеля Старшего)»

Совместное исследование Марии Владимировны Тарасовой и студентки IV курса направления «искусствоведение» Валентины Александровны Кириченко направлено на раскрытие специфики основной художественной идеи картины «Крестьянская свадьба» Питера Брейгеля Старшего.

Работа демонстрирует достоинства и эффективность использования общенаучных методов исследования в искусствознании. Раскрыта специфика художественного образа «Крестьянская свадьба» П.Брейгеля на индексном, суммативно-иконическом и интегрально-иконическом статусе. Картина «Крестьянская свадьба» изучена как репрезентант актуально-исторической ситуации, художественной культуры Нидерландов XVI века и художественного стиля Питера Брейгеля Старшего.

Исследование представляет собой выпускную квалификационную работу бакалавра по направлению «искусствоведению», выполненную В.А.Кириченко под научным руководством Марии Владимировны Тарасовой. Год защиты – 2006.

3) «Диалектика объект-языка и субъект-языка в творчестве Густава Климта»

Совместное исследование Марии Владимировны Тарасовой и Марии Васильевой посвящено изучению художественного языка произведений изобразительного искусства, созданных австрийским художником Густавом Климтом.

В исследовании обозначены и систематизированы объект-языки, актуальные для творчества Климта.

На уровне значений установлено единство объект-языков, которые были сведены в две глобальные языковые системы Ареаклассицизма и Ареаромантизма, рассмотренных в их множественности и целостности.

Так, ювелирное дело, Классицизм, фотография, искусство Античности, Импрессионизма, древне-восточное, Византийское и Японское искусство отнесены к объект-языку Ареаклассицизма в соответствии со следующими параметрами: «линейность», «плоскостность», «замкнутость», «множественность», «ясность».

Символизм, Модерн, Фовизм являются элементами объект-языка Ареаромантизма на основании их единства формальных признаков: «живописность», «глубинность», «открытость», «единство», «смутность».

Исследование объект-языкового значения знаков произведено посредством философско-искусствоведческого анализа картин, вбирающих в себя совокупность объект-языков того или иного стилевого пространства. Так, в качестве репрезентанта объект-языка Ареаклассицизма выбрано живописное произведение «Юдифь и Олоферн I» (1902). В качестве изучения значения объект-языка Ареаромантизма был произведен анализ произведения «Течение» (1898). Анализ живописного произведения «Даная» (1907) представляет собой решение следующей задачи исследования – раскрытие принципа взаимодействия объект-языка и субъект-языка в произведениях изобразительного искусства Густава Климта.

В исследовании раскрыта специфика художественного языка произведений Густава Климта.

Исследование представляет собой дипломную работу Марии Васильевой, выполненную под научным руководством Марии Владимировны Тарасовой по специальности «искусствоведение». Год защиты – 2006.

 

4) «Творчество Эдгара Дега»

Совместное исследование Марии Владимировны Тарасовой и Екатерины Желейко посвящена систематизации творчества Эдгара Дега и раскрытию художественных идей произведений данного автора.

В работе выявлены особенности традиционной периодизации творчества Э.Дега, раскрыты проблемные стороны традиционного подхода. Предложена гипотеза систематизации творчества Э.Дега. Проведен анализ репрезентантов блоков творчества Эдгара Дега с помощью общенаучных методов. Обозначены аспекты художественных идей произведений Эдгара Дега.

Исследование представляет бакалаврскую работу по направлению «искусствоведение», выполненную Екатериной Желейко под научным руководством Марии Владимировны Тарасовой. Год защиты – 2008.

5) «Майевтические возможности произведений русской живописи рубежа XIX-XX веков».

Совместное научное исследование Марии Владимировны Тарасовой и студентки V курса специальности «искусствоведение» Алены Александровны Зяблицкой посвящено изучению майевтического потенциала произведений русской живописи конца XIX – начала ХХ века.

В работе представлена теоретическая концепция искусства майевтики через рассмотрение историко-философского понимания феномена майевтики, изучение концепции майевтического действия и раскрытие специфики философско-искусствоведческого понимания майевтики. Изложены основные положения современной теории изобразительного искусства относительно сущности искусствоведа-майевтика, а также определены особенности произведения искусства в качестве майевтика.

Феномен майевтики в русской живописи рубежа XIX-XX веков раскрыт на материале анализа таких произведений изобразительного искусства, как «Голгофа» Н.Н. Ге, «Арлекин и смерть» К.А.Сомова, «Святая Русь» М.В.Нестерова.

В исследовании определена специфика майевтических возможностей произведений русской живописи рубежа XIX-XX веков.

Исследование представляет собой дипломную работу, выполненную А.А.Зяблицкой под научным руководством Марии Владимировны Тарасовой по специальности «искусствоведение». Год защиты – 2008.

6) «Образовательные возможности произведений изобразительного искусства стилевого пространства Ареаромантизм (на материале анализа произведений искусства второй половины ХХ века)»

Совместное исследование Марии Владимировны Тарасовой и студентки V курса специальности «искусствоведение» Раисы Жарниковой посвящено раскрытию образовательного потенциала произведений искусства ХХ века, принадлежащих стилевому пространству Ареаромантизм.

В работе дано теоретическое определение образовательных возможностей произведения изобразительного искусства. Теоретические выводы апробированы на материале анализа таких произведений искусства ХХ века, как витражный цикл собора Святого Штефана в Майнце Марка Шагала (1978-1980), «Эхо: номер 25» Джексона Поллока.

Витражное произведение М.Шагала раскрыто как образовательный посредник стилевого пространства Ареаромантизм.

Живописное произведение Дж.Поллока исследовано как пространство образовательных действий зрителя.

Проведен эксперимент, направленный на образовательную активизацию творческих способностей зрителей через анализ художественной идеи произведения Джексона Поллока и через индивидуальное воссоздание живописи действия. Результаты образовательного эксперимента представлены в работе.

Исследование представляет собой дипломную работу по специальности «искусствоведение», выполненную Р.М.Жарниковой под научным руководством Марии Владимировны Тарасовой. Год защиты – 2009.

На сайте представлены фрагменты работы.

7) "Художественные и технические идеалы: сходства и различия". 

Совместное исследование Марии Владимировны Тарасовой и Алены Перелович посвящено исследованию идеалообразующих возможностей произведений художественной и технической культуры. 

Выявлены особенности произведения изобразительного искусства и произведения техники в качестве идеалов культуры.

Определена роль идеала искусства и идеала техники в системе культуры.

Выявлены и проанализированы репрезентанты идеалов художественной и технической культуры: произведения Г.Эйфеля, М.Дюшана, Э.Уорхола сопоставлены по своим идеалообразующим возможностям с такими произведениями техники, как велосипед, автомобиль и мост.

Работа представляет собой дипломное исследование по специальности "искусствоведение", выполненное А.А.Перелович под научным руководством Марии Владимировны Тарасовой. Год защиты - 2011.

Представлен фрагмент работы.

8) "Образовательные аспекты произведений изобразительного искусства".

Совместное исследование Марии Владимировны Тарасовой и Анастасии Задорожной посвящено раскрытию образовательного потенциала произведений живописи. 

В работе проведен анализ образовательных возможностей таких произведений изобразительного искусства, как "Эдип и Сфинкс" Ж.О.Д.Энгра и "Эдип и Сфинкс" Г.Моро. Выявлена специфика образовательного действия произведений, принадлежащих стилевым пространствам Ареаклассицизм и Ареаромантизм.

Выявлены конкретные образовательные ходы искусствоведа-профессионала и правила его деятельности в условиях реализации образовательных возможностей произведений изобразительного искусства.

Исследование представляет собой дипломную выпускную работу А.В.Задорожной по специальности "искусствоведение", выполненную под руководством Марии Владимировны Тарасовой. Год защиты - 2011.

На сайте представлен фрагмент работы.

9)«Идеалообразующие возможности произведения рекламы»

Совместное исследование кандидата философских наук, доцента кафедры искусствоведения Марии Владимировны Тарасовой и студентки V курса специальности «реклама» Сибирского федерального университета Натальи Александровны Москалевой посвящено изучению теоретических оснований функционирования рекламы через исследование идеалообразующих возможностей рекламного произведения. М.В. Тарасова выступила научным руководителем дипломного исследования Н.А.Москалевой.

Согласно государственному образовательному стандарту, среди определений специалиста по рекламе содержатся следующие: это «специалист, основным результатом деятельности которого является формирование потребительских предпочтений и стимулирование спроса через создание рекламной продукции, проведение рекламных кампаний и мероприятий, переводящих сущность идей и явлений общественной жизни через систему художественных образов, символов, знаков на язык чувств и эмоций потребителей … Он осуществляет содействие социально-экономическому и культурному развитию общества».

Среди объектов профессиональной деятельности названы не только сферы экономики, производства, коммерции, - традиционных областей эксплуатации рекламы, но также и сфера образования, культуры и искусства. Одним из основных видов профессиональной деятельности специалиста по рекламе, наряду с маркетингово-рекламной, рекламно-торговой и пр. названы художественно-творческая; культурно-просветительная; аналитическая; научно-исследовательская. Это именно те ниши, которые занимает данное исследование. Одновременно это и те области, которые теория и практика современной рекламы изучает не достаточно активно.

В работе установлено, что реклама, будучи составным элементом культуры, действует как коммуникативный механизм создания и воспроизведения общественных идеалов.

В работе введено новое для теории рекламы понятие – «произведение рекламы». Выбранная терминология обусловлена осмыслением той идейной и формальной связанности, которая существует между областью рекламы и областью искусства.

Проведен сравнительный анализ ряда художественных и рекламных произведений, выполненных в эпоху развития западноевропейской культуры рубежа XIX-XX веков. Доказана как близость искусства и рекламы в идее моделирования идеала, так и расхождение этих сфер в силу наличия обязательного материального посредника в виде продукта или товара, неизбежно претендующего на то, чтобы заменить собой идеал, создаваемый произведением рекламы.

Дается ответ на вопрос, насколько в современной рекламе сохранена та концептуальная близость, которая существовала между искусством и рекламой в исторической перспективе. Доказывается малая содержательность идеалообразующей нагрузки, которая присваивается на сегодня тем произведениям рекламы, которые востребуют знаки известных художественных произведений.

В работе проведен анализ образцов рекламы искусства – выставок, музеев, концертных залов.  Указаны аспекты идеалообразующего действия, которые актуальны для каждого из анализируемого произведения рекламы.

Изучены возможности идеалообразующего моделирования в рекламе изобразительного искусства. Высказана гипотеза возможности эффективного управления сложением системы идеалов современного человека через повышение статуса художественной коммуникации и обозначение образовательных, психологических, творческих возможностей роста человека именно как зрителя произведений искусства.

Проведено социологическое исследование, направленное на оценку общественного мнения относительно необходимости рекламы искусства. Предложен ряд самостоятельных произведений рекламы, в частности, реклама выставки произведений Андрея Поздеева в Красноярске.

Исследование отличает междисциплинарный характер: для изучения рекламы как идеалообразующего инструмента культуры востребованы не только принципы теории рекламной коммуникации, но и достижения современной социологии, искусствоведения, философии, культурологии, психологии.

Исследование «Идеалообразующие возможности произведения рекламы» представляет собой выпускную квалификационную работу по специальности «реклама». Год защиты – 2009.

10) Рекламный аспект художественного образа

Совместное исследование доцента кафедры искусствоведения Марии Владимировны Тарасовой и студентки направления "искусствоведение" Валерии Юшковой посвящено раскрытию рекламного аспекта художественного образа. В работе проведено сопоставление роли и места рекламы и искусства в культуре. Выявлены традиционные представление о рекламном качестве произведений искусства. Доказано, что рекламный аспект является частью искуса художественного образа. Установлено, что рекламное качество художественного образа связано с его способностью призывать, обращать внимание, указывать зрителю определенные ценностные ориентиры, способствовать развитию идеалообразующего процесса и влиять на качественное преображение зрителя.

В работе проведен сравнительный анализ рекламного аспекта двух художественных образов, моделирующих понятие "увеселительное заведение": "Бал в Мулен де ла Галетт" Огюста Ренуара и "В Мулен Руж" Анри де Тулуз-Лотрека. Представлены результаты социологического исследования зрителей, раскрывших рекламные возможности данных художественных образов. 

 

Работа имеет инновационный характер и вносит вклад в развитие основных положений современной теории изобразительного искусства. 

Год защиты - 2012.

В 2013 году во время изучения истории русского искусства XIX века и рубежа XIX-XX веков студенты-искусствоведы под руководством М.В.Тарасовой выполнили творческие работы по философско-искусствоведческому анализу произведений русского изобразительного искусства. С результатами некоторых из этих работ вы можете познакомиться здесь.