Философско-искусствоведческий анализ. 2013

В 2013 году в качестве главной самостоятельной творческой работы при изучении изобразительного искусства России XIX века и рубежа XIX-XX веков выступило выполнение философско-искусствоведческого анализа произведений русского искусства.

Студенты самостоятельно выбрали объекты исследования. В качестве предмета изучения выступила основная художественная идея анализируемого произведения искусства.

В соответствии с основными положениями современной теории изобразительного искусства В.И.Жуковского, выступившими методологией исследования, анализ произведений проходил в несколько этапов.

На первом этапе анализа изучался материальный статус художественного образа - раскрывались композиционные принципы организации произведения искусства, особенности красочного слоя, грунта. Определялось, как именно данные материальные особенности влияют на дальнейшее становление художественного образа.

Второй этап - анализ индексного статуса художественного образа - выявление особенностей и формализация персонажей - главных и второстепенных действующих лиц художественного пространства.

Третий этап - раскрытие специфики иконического статуса художественного образа. При использовании таких общенаучных методов, как синтез, аналогия, дедукция, индукция, идеализация, экстраполяция студенты раскрыли способы взаимодействия персонажей, целостность представленного художественного события и выявили основную художественную идею произведения.

Некоторые репрезентанты студенческих исследований произведений русского изобразительного искусства:

- Тараненко Екатерина. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "На пашне. Весна" А.Венецианова.

 

В работе раскрывается способность произведения искусства моделировать цикл человеческого бытия.

- Грищенко Анастасия. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "Рыбаки" Г.Сороки.

В студенческой работе выявлен религиозный аспект основной художественной идеи произведения искусства.

- Тараненко Екатерина. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "Царевна Лебедь" М.Врубеля.

В работе изучается как актуально-историческое, так и общечеловеческое проблемное поле произведения искусства, моделирующего путь человеческой души в пространство инобытия.

Студентами-искусствоведами для анализа также были выбраны три произведения великого русского художника первой половины XIX века - Карла Брюллова. Некоторые из выбранных работ не столь широко известны зрительской аудитории, что делает анализ данных произведений мастера более ценным.

- Белоусова Евгения. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" К.Брюллова.

В работе рассматривается композиционное, персонажное, сюжетное и идейное решение визуализации дионисийского культа в произведении К.Брюллова.

- Толстихина Екатерина. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "Сон бабушки и внучки" К.Брюллова.

В анализе данного графического произведения раскрываются особенности модели взаимодействия жизни и смерти, молодости и старости, кошмара и идиллии, столкновение которых, по замыслу К.Брюллова, составляет суть человеческой жизни.

- Тихонова Анна. Философско-искусствоведческий анализ произведения изобразительного искусства "Диана, Эндимион и сатир" К.Брюллова.

В работе раскрывается специфика позднего периода творчества художника, а также специфика моделирования жизни как сна о божественой любви.