Научная деятельность

В сферу научных интересов Марии Владимировны Тарасовой входят такие направления, как:

- философия искусства;

- философия культуры;

- теория и история культуры;

- теория художественной коммуникации;

- философия образования;

- теория визуального мышления;

- педагогика искусства.

Предметом научных исследований М.В.Тарасовой выступают:

- язык изобразительного искусства;

- образовательный потенциал произведений изобразительного искусства;

- образовательные возможности системы культуры.

В 2004 году Мария Тарасова защитила диссертацию на тему "Коммуникация зрителя и произведения изобразительного искусства в художественной культуре"

Автореферат дает общую характеристику и излагает краткое содержание кандидатской диссертации Марии Владимировны Тарасовой. Успешная защита диссертации состоялась 19 ноября 2004 года на заседании диссертационного совета КР 212.099.39 при Красноярском государственном университете. Научный руководитель - Владимир Ильич Жуковский, доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой искусствоведения КГУ.

Объектом диссертационной работы выступают коммуникативные возможности художественной культуры; предметом – принципы художественной коммуникации зрителя и произведения изобразительного искусства. Цель диссертации определена как исследования значения и способов коммуникации зрителя и произведения изобразительного искусства в художественной культуре. В работе исследованы основания языка художественной коммуникации, определена специфика языкового единства произведения изобразительного искусства и зрителя, а также установлены правила коммуникации в сфере художественной культуры.

Результаты научных исследований Марии Владимировны Тарасовой также представлены в статьях.

С текстами некоторых статей вы можете познакомиться в данном разделе сайта.

- Тарасова М.В. Диалог в пространстве художественной культуры: взаимодействие языков живописи и кино // Обсерватория культуры. № 1. - 2015. - C.30-34.

- Тарасова М.В. Влияние изобразительного искусства на развитие визуального мышления в высшей школе // Личность и культура. № 5. - 2014. - С. 81-85.

- Тарасова М.В., Кудашов В.И. Образовательная реализация идеалов культуры в системе социума // Философия образования. № 6(57), 2014. - С.94-104.

- Тарасова М.В., Жуковский В.И. Образовательный потенциал художественной культуры // Педагогика искусства. - 2014. - № 2.

В статье предлагается определение места идеалов художественной культуры - произведений искусства - в системе современного образования. Указаны возможности построения инновационной образовательной модели через становление художественного образа, который позволяет человеку обрести ориентиры в построении индивидуальной картины мира. Доказано, что образовательная система высшей школы, ставя перед собой цель созидания образованного человека, должна актуализировать образовательный потенциал изобразительного искусства.

- Тарасова М.В. Арт-брендинг территории Красноярского края как средство решения проблемы региональной идентичности // Электронный журнал «Современные проблемы науки и образования», 2014, № 2 (52) [Электронный ресурс]. – М.: Современные проблемы науки и образования, 2014. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2014/2/180.pdf

В статье рассматриваются основные возможности брендирования территории Красноярского края через идеалы художественной культуры - произведения изобразительного искусства.

- Тарасова М.В. Образовательные возможности идеала гуманитарной научной культуры: структурная модель личности по Зигмунду Фрейду / М.В. Тарасова // Обсерватория культуры. - 2013. - № 3. - С.94-102.

Статья посвящена исследованию образовательных возможностей гуманитарной науки как подсистемы культуры. В качестве объекта исследования избран идеал психологической гуманитарно-научной культуры - теория структурной модели личности, созданная Зигмундом Фрейдом. Предметом исследования является образовательный потенциал психологической теории к формированию человека и мироотношения.

- Тарасова М.В. Образовательные возможности идеала культуры: Эйфелева башня. / М.В.Тарасова // Обсерватория культуры. - 2012. - № 3. - С.97-103.

Статья посвящена исследованию образовательных возможностей идеалов культуры на материале образца технической культуры – Эйфелевой башни. Доказано, что процесс идеалообразования, организованный взаимодействием таких субъектов культуры, как человек и технический эталон Эйфелева башня, способен произвести многоаспектное образовательное действие. Изучены аспекты образования человека, образования мироотношения и образования системы культуры.

- Тарасова М.В. Субъекты идеалообразующего диалога-отношения в художественной культуре / М.В.Тарасова// Вестник Красноярского государстенного университета. – 2006. - № 10. – С.61-76.

Статья посвящена раскрытию специфики идеалообразующего процесса в художественной культуре. Указано, что произведение искусства реализует функции идеала в художественной культуре. В сфере художественной культуры идеалообразование осуществляется в ходе коммуникации человека-зрителя с идеальной вещью-произведением – чувственно явленным знаком сверхчувственной сущности.

Рассмотрены субъекты художественной коммуникации – произведение искусства и зритель, выявлены различные стадии изменения зрительского статуса в процессе диалога-отношения с произведением искусства. Определены особенности продукта художественной коммуникации – визуального понятия. Установлено, что идеалообразование, совершающееся в процессе художественной коммуникации с шедеврами искусства, является единственной областью культуры, в которой достигается ее высшая цель – образуется единство мира и человека.

- Тарасова М.В. Специфика идеалообразующего процесса в диалоге-отношении произведения изобразительного искусства «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Поля Гогена и зрителя / М.В.Тарасова// Вестник Красноярского государственного университета. – 2006. - № 10. – С.158-168.

В статье доказано, что всякое истинное произведение искусства содержит всеобщую программу эталонного моделирования отношения человека и мира. Данная программа актуализируется в диалоге-отношении со зрителем. Теоретические положения апробированы в процессе анализа произведения живописи «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» французского художника Поля Гогена. Проведен анализ материального, индексного, иконического статусов визуального понятия. Выявлены основные композиционные схемы и определено их значение. Раскрыты слагаемые эталонного человека, представленные произведением, а также слагаемые эталонной концепции человеческой жизни.

- Жуковский В.И., Тарасова М.В. Идеалофундированная система культуры: принцип строения, диалектика самодвижения и саморазвития  // Философия и культура. № 6 (42), июнь 2011. – С.65-72.

Статья посвящена раскрытию возможностей применения системного подхода к изучению закономерностей возникновения и существования различных явлений культуры. Культура рассматривается как динамическая система, развивающаяся в соответствии с законами самообразования и саморегуляции. В статье предлагается концепция культуры как идеалофундированной системы. Фундаментом системы культуры выступают идеалы. В работе исследовано строение системы культуры, основанное на взаимодействии эманационных идеалов-«идолов» и имманационных идеалов-«идей». 

- Тарасова М.В. Идеал как системообразующий элемент культуры // Полигнозис, № 1, 2011. – С.86-92.

Статья посвящена выявлению и сущностной характеристике базового элемента системы культуры. Элемент культуры определен целями бытования культуры. Проводится анализ существующих концептуальных характеристик системообразующих единиц культуры. В статье доказывается необходимость определения элемента системы культуры как идеала, способного кристаллизовать диалектическую сущность каждого культурного явления.

- Тарасова М.В. Культура как система: основные тенденции исследования // Вестник Оренбургского государственного университета. № 7 (126) / июль 2011. – С. 136-143.

Статья посвящена выявлению и анализу основных исследовательских позиций в отношении как природы элементов, составляющих систему культуры, так и структурных закономерностей данной системы. В тексте выявлен ряд типичных характеристик в определении элементов системы культуры. Проанализированы существующие модели структурирования культуры как системы. Установлены зоны корреляции анализируемых концепций и зафиксированы основные тенденции системного изучения культуры, присущие современной гуманитарной науке. 

- Тарасова М.В. Образование как система: традиции исследования // Философия образования. № 3 (36), 2011. – С. 170-178.

Целью статьи является многоаспектное определение образования как системы. Для достижения данной цели проводится рассмотрение традиционных концепций системно-целостного качества образования. Образование предстает как многоаспектная система. В работе исследуются возможности установления целеполагающего, содержательного, технологического и организационного единства между рядом концепций, что дает возможность выявить принципиальную дуальность образовательного пространства, состоящую из диктатных и энтузиазных систем образования. Раскрывается специфика каждой из систем, а также их общие основания.

- Тарасова М.В. Роль развития визуального мышления в повышении качества высшего образования // Повышение качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием: в 2 ч. Ч.2. /науч.ред.С.А.Подлесный. – Красноярск: СФУ, 2009. – С.191-195.

Статья посвящена определению роли развития визуального мышления в высшем образовании. В статье заявлено, что повышение качества высшего образования во многом зависит от повышения уровня развития моделирующих способностей студентов в построении индивидуальной картины мира. Моделирование мира и своей роли в мире наиболее эффективно проводить через коммуникацию студентов и эталонов художественной культуры – произведений искусства. Отмечено, что развитие визуального мышления является основой освоения эталонов художественной культуры в образовании. В статье предложена психолого-педагогическая характеристика студенческого возраста. Выявлена роль произведений искусства в развитии визуального мышления студентов и влияние процесса визуально-мыслительного становления на успешность образовательного процесса в широком мировоззренческом смысле.

- Тарасова М.В. Тактическое и стратегическое планирование творческого конкурса как вступительного испытания на факультете искусствоведения и культурологии // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика. Сборник статей V научно-методической Всероссийской конференции. Под ред.В.И.Жуковского. Красноярск: ИЦ ИЕиГН СФУ, 2007. - С.40-59.

В статье приведены результаты социологического исследования, проведенного среди студентов, выпускников и преподавателей факультета искусствоведения и культурологии Красноярского государственного университета с целью определения ценностных ориентиров личности идеального и реального студента, обучающегося на данном факультете. На основе методики М.Рокича проанализировано соотношение значимости терминальных и инструментальных ценностей в индивидуальной шкале и шкале ценностей, формируемых образование на факультете искусствоведения и культурологии. Выявлены ценности-цели и ценности-средства, формируемые системой образования в Красноярском государственном университете при обучении специальностям «искусствоведение» и «реклама». Статья опубликована в Сборнике материалов Всероссийской конференции в 2007 году.

- Tarasova Maria V. Rules of art communcation between a viewer and a work of art // Journal of Siberian Federal University. Humanities. March 2009 (volume 2, no 1). Krasnoyarsk, P.131-147.

The communication between the viewer and the art-work is considered to be organized by certain rules which regulate speaking operations of partners in the art dialogue-relationship. Each element of the art-work is a sign addressing its meaning to the viewer who discovers it and fills it with his own personal sense. Rules of changes in both the communicant and the communication product are analyzed by means of investigation certain works of art (“The Circus” by G.Seurat, “Rinaldo and Armida” by N.Poussin, “Scream” by E.Munch) and principles of viewer's communication with them. Communication with the art-work helps to transfer to another communicational level - between the human being and the completeness of the Universe.