Семинар 2

Тема семинара:

«СТИЛЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО АРЕАКЛАССИЦИЗМ И АРЕАРОМАНТИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX ВЕКА»

Стилевое пространство Ареаклассицизм в архитектуре Западной Европы XIX века

1.   Концепция храмового пространства в архитектуре классицизма XIX века (влияние античного храмового пространства (Парфенон) на архитектуру классицизма XIX века (Валгалла близ Регенсбурга, Л.фон Кленце), храм Деметры в Пестуме (сер. VI в. до н.э.)/ Мезон Карре в Ниме (I в.до н.э.) и церковь Святой Марии Магдалины в Париже).

2.   Своеобразие типов общественной архитектуры в период классицизма XIX века. 

2.1. Модель театра классицистического стиля архитектуры XIX века (Берлинский театр Ф.Шинкеля (1818-1821), оперный театр Ковент Гарден в Лондоне).

2.2. Модель музея стиля классицизм архитектуры первой половины XIX века (сравнительная характеристика Старого музея Ф.Шинкеля и Британского музея Р.Смерка), Храм Тесея в Вене (1819–1823 гг.) Петер фон Нобиле.

2.3. Архитектура Клуба Реформаторов Ч.Бэрри как модель, репрезентирующая общественное устройство Англии XIX века.

3. Специфика жилой архитектуры XIX века: Дворец Мальмезон (экстерьер/интерьер) как репрезентант стиля ампир в архитектуре первой половины  XIX века. Кэмберленд-Террас как репрезентант жилой  архитектуры Англии XIX века.

4. Своеобразие градостроительных проектов XIX века: площадь Звезды, застройка района Риджентс – парк, парк Кресент (Дж.Нэш), парк Мэрилебон, Вест-Энд.

5.  Актуальность стиля классицизм для архитектуры имперского времени во Франции, Германии и Англии. Идеалообразующие возможности архитектуры I половины XIX века. 

 Стилевое пространство Ареаромантизм в архитектуре Западной Европы XIX века

1.   Феномен эклектики в архитектуре Западной Европы XIX века:

1.1. Королевский павильон в Брайтоне (1815-1821 гг., Дж.Нэш) как репрезентант архитектурной эклектики XIX века.

1.2. Специфика эклектики в стилевых пространствах Ареаклассицизма (Собор в Марселе, 1845-1893, арх.Л.Водуайе) и Ареаромантизма (церковь Сент-Огюст, 1860-1871, арх.Бальтар). Концептуальное обоснование эклектического направления в светской и культовой архитектуре.

2.   Своеобразие направления неоготика в архитектуре XIX века. Исторические, мировоззренческие причины интереса к Готике в период XIX столетия:

  Здание Суда, Стрэнд, Лондон, арх.Стрит (1874-1882) как репрезентант светской неоготической архитектуры XIX столетия.

  Капелла в Кебл-колледж, Оксфорд, арх.Баттерфилд (1867-1883)  как репрезентант культовой неоготической архитектуры XIX столетия.

3.   Архитектура новых строительных материалов и конструктивных форм – конструктивизм. Связь металлических конструктивных построек XIX века с тенденциями развития готического искусства:

  Главный читальный зал Национальной библиотеки (1859-1868), Париж, арх. П.Ф.А.Лабруст как репрезентант архитектуры конструктивизма XIX века.

  Галерея Виктора Эммануила IIв Милане (1865 г., арх. Дж.Менгони) как репрезентант синтеза эклектики и конструктивизма в период XIX столетия.

4.   Сравнительный анализ архитектуры Западной Европы первой и второй половины XIX века:

А) тождество и различие визуального понятия «Врата» в памятниках архитектуры Франции (Триумфальная арка на площади Звезды  (1806-1836, Ф.Шальгрен) и Эйфелева башня (1887-1889, Г.Эйфель).

Б) Тождество и различие концепции «Выставочного пространства» в памятниках архитектуры Англии XIX века (Британский музей (1823-1847, Р.Смерк)  и Хрустальный дворец (1851, Дж.Пакстон).

5.   Особенности развития стилевых пространств ареаклассицизм и ареаромантизм в архитектуре XIX века (необходимо самостоятельно выбрать один памятник-репрезентант для каждого стилевого пространства, определить художественные традиции, обнаружить художественные приемы, в заключении предложить специфику архитектурных направлений). На основании изучения всего спектра архитектурных памятников XIX века смоделировать (на примере конкретных произведений, необходима презентация) развитие стилевых пространств в архитектуре.