Содержание курса лекций "Западноевропейское искусство XIX века"

Лекции по курсу "Западноевропейское искусство XIX века" посвящены рассмотрению тенденций стилевого развития архитектуры, скульптуры, живописи и графики во Франции, Англии, Германии, Испании.

Исследование динамики стилевых изменений производится на материале анализов произведений-репрезентантов изобразительного искусства Западной Европы XIX века.

Краткое содержание тем лекций, которые М.В.Тарасова читает для студентов направления "искусствоведение" Сибирского федерального университета, вы можете прочитать здесь.

Тема 1. Общая характеристика архитектуры Западной Европы XIX века

В развитии западноевропейской архитектуры XIX века выделяются следующие направления: ретроспективизм; эклектика (соединение архитектурных элементов средневековья, возрождения барокко, классицизма); ампир-классицизм XIXв.; неоготика; рационализм; конструктивизм; стандартизация архитектурных форм.

Стилевая определенность архитектуры XIX века может быть охарактеризована взаимовлиянием стилевых пространств Ареаклассицизм и Ареаромантизм. Стилевому пространству Ареаклассицизм принадлежат следующие направления: ампир; ретроспективизм (воспроизведение древнегреческой архитектуры); эклектика с преобладанием романского стиля, стиля архитектуры возрождения; рационализм.

Стилевому пространству Ареаромантизм принадлежат направления неоготика; ретроспективизм (воспроизведение готической архитектуры); эклектика с преобладанием барочных и готических элементов; конструктивизм. На протяжении стилевого развития архитектуры Западной Европы XIX века можно выявить тенденцию последовательного перехода от приоритета ареаклассицистических тенденций к доминанте ареаромантических, визуализирующих переориентацию религиозного сознания европейского человечества от диктатной к энтузиазной модели.

Тема 2. Архитектура Франции первой половины XIX века

Французская архитектура первой половины XIXвека развивалась в ситуации доминирования стилевого пространства Ареаклассицизма.

Архитектура Франции конца XVIII - первых годов XIX века (1792-1804 гг.) во многом определялась атмосферой строительства демократической республики, нового государства, основанного на принципах мирового Порядка и торжества Разума.

В эпоху Консульства и Империи (1804-1814 гг.) возникло стилевое направление ампир.

Для архитекторов ампира была характерна в основном ориентация на традиции архитектуры имперского Рима и Древней Греции.

Архитектура моделирует новое социоцентрическое религиозное пространство. Сакрализуется государственная система, и архитектура создает идеалы божественного покровительства строящейся и торжествующей империи Наполеона Бонапарта.

Для архитектуры французского ампира типично возведение таких типов сооружений, как триумфальные арки и триумфальные колонны, знаменующие вехи торжества самоутверждения имперского государства, победы диктатного начала, которым божественная утвердила Францию в качестве избранной земли.

Произведения-репрезентанты архитектуры Франции первой половины XIX века:

Персье, Фонтен. Триумфальная арка на площади Каррузель, Париж, 1806-1807гг.; Персье, Фонтен. Интерьер дворца Мальмезон. 1800г.; Персье, Фонтен. Интерьер Отеля Богарне, Париж. 1806г.; Персье, Фонтен. Интерьер дворца Фонтенбло. 1805-1810гг.; Персье, Фонтен. Искупительная капелла, Париж, 1815-1826гг.; Гондуэн, Лепер. Вандомская колонна, Париж, 1806-1810 гг.; Виньон. Церковь Мадлен, Париж, 1806-1828гг.; Броньяр. Биржа, Париж, 1808-1827гг.; Шальгрен. Триумфальная арка площади Звезды, Париж, 1806-1836гг.; Бальтар. Дворец Правосудия, Лион, 1836-1842гг.; А.Лабруст. Библиотека Св.Женевьевы, Париж, 1843-1850гг.

Тема 3. Архитектура Англии первой половины XIX века

Прицнипы градостроительной политики в Англии в XIX веке. Архитектурное самоутверждение Британской империи в качестве богоизбранной земли. Понятия "систематизация", "пространственная ось", "диктат правильного направления". Градостроительная деятельность Дж.Нэша.

Направление ретроспективизм стилевого пространства Ареаклассицизм в Англии в XIX веке.

В 1830-1850-е гг. особенно был распространен ретроспективизм. Ретроспективизм означает, что в экстерьере и в интерьере воспроизведены композиционно-декоративные формы одного стиля.

Ретроспективизм развивался в двух направлениях. Первое направление - классицизирующая тенденция предшествующего архитектурного развития XIX века: воссоздание памятников Древнего Рима и Древней Греции, с определенными изменениями возводимых в Англии.

Второе направление ретроспективизма свидетельствует о возрождении тенденции романтизма. 

Направление неоготика стилевого пространства Ареаромантизм в Англии XIX века. 

В начале XIX века церковь в Англии пережила духовное обновление. Возврат к готике рассматривался как подтверждение чистоты христианского учения. Эти тенденции предопределили и строительство в 1860-1870-х годах.

Произведения-репрезентанты английской архитектуры первой половины XIX века.

Дж.Уайетт. Усадьба Додингтон-парк, 1798-1808гг.; Бландел. Усадьба Инк-Бландел-холл. 1802-1810гг.; Монк. Усадьба Белси-касл, 1807-1817гг.; Соун. Английский банк, Лондон, 1818-1826гг.; Л.-У.Уайетт. Усадебный дом Вили-холл, 1812г.; Дж.Нэш. Парк-Кресент, Лондон, 1812; Хамильтон. Королевская высшая школа, Эдинбург, 1825-1829гг.; Дж.Нэш. Королевский павильон, Брайтон, 1815-1821гг.; Дж.Нэш. Карлтон-хаус-террас, Лондон, 1827-1831гг.; Нэш, Томсон. Кемберленд-террас, Риджентс-парк, Лондон. 1826-1827гг.; Ч.Бэрри, О.Пьюджин. Парламент, Лондон, 1840-1868гг.; Ч.Смерк. Британский музей, Лондон, 1842-1847гг.

 

Темы 4-8            Темы 9-13              Темы 14-18              Темы 19-22