Содержание лекций. Темы 4 - 8

Тема 4. Архитектура Германии первой половины XIX века

Традиции германской архитектуры XIX века. Актуальность традиций римской архитектуры, традиций классицизма XVII века. Ретроспективизм 1830-1850-х годов: воссоздание памятников Древней Греции и Древнего Рима.

Классицизм архитектурных произведений Ф.Жилли, Л.фон Кленце, К.Ф.Шинкеля.

Репрезентанты архитектуры Германии: Вайнбреннер. Доврец маркграфа, Карлсруэ, 1805-1813гг.; Шинкель. Старый музей, Берлин, 1824-1828гг.; Шинкель. Театр, Берлин, 1818-1821гг.; Кленце. Глиптотека, Мюнхен, 1816-1830гг.; Шинкель. Николайкирхе, Потсдам, 1830-1837гг.; Шинкель. Строительная Академия, Берлин, 1832-1835гг.; Кленце. Галерея Славы, Мюнхен, 1843-1853гг.; Кленце, Гертнер. Зал Освобождения, Кельхайм, 1842-1863гг.; Кленце. Валгалла, Регенсбург, 1830-1842гг.

Тема 5. Архитектура Западной Европы второй половины XIX века

Архитектура эклектики периода Второй империи во Франции. Актуализация традиций позднего итальянского Возрождения и барокко. Деятельность архитектора Шарля Гарнье в Париже.

Градостроительные мероприятия 1850-х годов в странах Западной Европе. Проект площади Звезды в Париже.

Развитие неоготики в архитектуре Англии.

Конструктивизм в архитектуре второй половины XIX века. Традиции готического стиля в конструктивизме. Принципы, объединяющие готику и конструктивизм. Причины использования новых материалов в конструкциях.

Деятельность инженера Г.Эйфеля. Анализ Эйфелевой башни.

Произведения-репрезентанты западноевропейской архитектуры второй половины XIX века:

Архитектура Франции: Ш.Гарнье. Парижская Опера, 1861-1875гг.; П.Абади. Церковь Сакре-Кёр, Париж, 1875г.; В.Бальтазар. Павильоны Парижского рынка, 1853г.; Г.Эйфель. Башня, Париж, 1887-1889гг.; Итторф. Северный Вокзал, Париж, 1861-1863гг.; Итторф, Ш.Роо. Гранд-отель, Париж, 1867 г.; Г.Давиу. «Магазэн Реюни», Париж, 1867г.; В.-О.-Ф.Лалу. Вокзал Орсэ, Париж, 1896-1897гг.; А.Бодо. Церковь Сен Жан де Монмартр.

Архитектура Англии: Дж.Г.Скотт. Мемориал Альберта, Лондон, 1863-1872гг.; У.Баттерфилд. Церковь Всех Святых, Лондон; У.Баттерфилд. Капелла в Кебл-колледж, Оксфорд, 1867-1883; Дж.Э.Стрит. Здание Суда, Лондон, 1874-1882гг.; Дж.Пакстон. Хрустальный дворец, Лондон, 1851г.; Л.Кабитт. Вокзал Кингс-Кросс, Лондон, 1852.

Тема 6. Скульптура стиля Классицизм в XIX веке

Стилевое пространство Ареаклассицизм как преимущественное для скульптуры XIX века.

Художественные традиции скульптуры Классицизма Западной Европы XIX века: римская античность.

Жанры западноевропейской скульптуры Классицизма XIX века. Мемориальная скульптура, портрет, историческая скульптура. 

Иконография античных сюжетов в актуально-историческом решении. 

Художественная деятельность А.Кановы, Б.Торвальдсена, Х.Д.Рауха

Формальные признаки, основные художественные приемы Классицизма западноевропейской пластики XIX века. Линейность, замкнутость, ясность.

Принципы организации рельефных композиций. Подчинение скульптуры архитектуре. Идея нисхождения божественной энергии в персонификации божественной сущности. 

Ценности патриотизма, гражданской ответственности, служения высшему долгу в героях рельефных композиций Д.Д'Анжера, Ж.-Ж.Прадье.

Произведения-репрезентанты скульптуры классицизма:

А.Канова. Тесей и кентавр, 1804-1819гг.; Наполеон в облике Марса, 1803-1809гг.; Надгробие герцогини Марии-Кристины фон Заксен-Тешен. 1798-1805гг.; Паулина Боргезе в облике Венеры-Победительницы, 1804-1808гг. Б.Торвальдсен. Ясон с золотым руном. 1803-1828гг.; Ганимед и Юпитер-орел, 1817г.; Ганимед, подающий чашу для питья, 1804; Ганимед, наливающий чашу, 1816; Геба, 1806г. И.Г.Шадов. Портрет принцесс Луизы и Фредерики Прусских, 1796-1797гг.; Бюсты зала Славы (Валгаллы). Х.Д.Раух. Надгробие королевы Луизы Прусской, 1811-1814гг.; Виктория, Бранденбургские ворота, 1824г.; Вера, Любовь, Надежда, 1844-1852гг.; Монумент Фридриху Великому, 1839-1851гг. Р.Шадов. Вязальщица сандалий, Пряха, Невинность, 1820г.; Парис, 1812. П.Ж.Д. д’Анжер. Томас Джефферсон, 1832г.; скульптурные портреты Гете, Рауха, Тика, Шинкеля, 1833г.; Рельеф на фронтоне Пантеона «Великим людям Благодарная Родина», Париж, 1830г.  Ж.-Ж. Прадье. Всеобщее образование. Рельеф. Национальная ассамблея, северный фасад, Париж, 1837-1839гг.; Одалиска, 1841г. 

Тема 7. Скульптура стиля Романтизм в XIX веке

Специфика религиозного содержания скульптуры стиля Романтизм в Западной Европе XIX века. Скульптура Ареаромантизма репрезентируют такую модель мироотношения, согласно которой человеческое начало находится в движении, символизирующем устремление к преодолению собственной предельности, конечности.

Темы развития, борьбы, изменчивости. Динамика выхода в сферы инобытия, за пределы телесной оболочки как доминирующее устремление героев скульптуры романтизма.

Творчество Ф.Рюда. Анализ произведения "Выступление добровольцев в 1792 году".

Модель эталонного человека в скульптуре Романтизма XIX века.

Сюжетный уровень художественного материала строится привлечением актуально-исторического материала. Определяющими становятся те сюжетные ходы, которые демонстрируют героическое качество личности, потенциальную способность к поступкам, обнаруживающим высочайшие духовные силы героя: принимающего смерть со всей смелостью, возводящего свой глас к божественным сферам в поисках установления справедливости, попирающего конечность смерти и выходящего в бессмертие.

Характерные приемы скульптурных произведений Ареаромантизма. Доминанта диагонали, слияние отдельных элементов/персонажей в единое устремленное целое, одновременное использование разновременных жестов и поз в одном персонаже, неустойчивость физического положения, напряженность эмоционального состояния.

Принципы организации рельефных композиций. Построение движения на основе восхождения. Движение как взлет, воспарение.

Тема взаимодействия человеческого и животного начал в скульптуре Романтизма XIX века. Творчество А.Л.Бари.

Произведения-репрезентанты скульптуры романтизма:

И.Г.Даннекер. Ариадна на пантере, 1812-1814. Ф.Рюд. Выступление добровольцев в 1792г. (Марсельеза). Рельеф, правый цоколь восточной стороны Триумфальной арки площади Звезды, Париж, 1833-1836гг.; Памятник маршалу Нею,  1852-1853гг.; Наполеон, обретший бессмертие, Фиксин-ле-Дижон, Парк Нуаро, 1845-1847гг. Д.д’Анже. Надгробие генерала Гобера. 1847г.; Медальон «Наполеон Бонапарт», 1838г. А.-Л.Бари. Кентавр и лапиф, 1850г.; Тигр, пожирающий крокодила. О.Домье. Персиль, цикл «Парламент июльской монархии», 1830-е гг.; Ратапуаль, 1850г. 

Тема 8. Живопись стиля Классицизм первой четверти XIX  века

"Гражданский" классицизм. Характеристика тем, сюжетов и основного идейного содержания произведений первого этапа развития стиля Классицизм в живописи Франции. 

Художественный материал определяется активной позицией актуально-исторической ситуации. События революции и политических перемен в живописи Классицизма.

Аллегорический принцип представления событий древней истории в качестве символической интерпретации современности применяется авторами гражданского классицизма. 

Апелляция к гражданственно-моральным чувствам и мыслям зрителей.За эталон системы человеческих ценностей, должных актуализироваться в сознании человека XIX века благодаря идеалообразующему качеству произведений живописи, берется система гражданских добродетелей античного Рима. 

Возвеличивание и прославление современной истории.

Художественные приемы живописи Классицизма 1800-1820-х годов.

Произведения строятся в полном соответствии с формальными признаками плоскостности, линейности, закрытости, множественности и ясности.

Портретный жанр, наравне с исторической живописью, развивавшийся в живописи гражданского классицизма, моделировал воплощение добродетелей семьянина, гражданина на основе визуальных единичных особенностей индивидуума. 

Специфика творчества Ж.-Л.Давида и художественной деятельности его школы. Анализ произведений "Клятва Горациев", "Брут", "Клятва в зале для игры в мяч", "Смерть Марата", "Коронация", портретного творчества Ж.-Л.Давида.

Творчество А.Гро. Анализ произведений "Наполеон на Аркольском мосту", "Зачумленные в Яффе"

Произведения-репрезентанты живописи стиля Классицизм первой четверти XIX века:

Ж.-Л.Давид: «Клятва Горациев». 1784г.; «Брут – первый консул, по возвращении домой и после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы; ликторы приносят их тела для погребения», 1789г.; «Клятва в зале для игры в мяч», 1791г.; «Смерть Марата», 1793г.); «Портрет г-на Серизиа», «Портрет Лавуазье с супругой», 1795г.;  «Наполеон – первый консул», акварель, 1799г.; «Сабинянки», 1799г.; «Портрет мадам Рекамье». 1800г.; «Наполеон на перевале Сан-Бернар». 1801г.; «Коронация». 1805-1807гг.;  «Генерал Жерар». 1816г.; «Амур и Психея» 1817г. П.Прюдон: «Портрет Жозефины», 1805г.; «Свобода»; «Равенство»; «Искусство»; «Наслаждение»; «Философия»; «Триумф Бонапарта, или Аллегория мира», рисунок; «Правосудие и божественное Возмездие, преследующие Преступление», 1808г.; «Похищение Психеи», 1808г. А.Гро: «Наполеон на Аркольском мосту», 1797-1798гг.; «Зачумленные в Яффе», 1803-1804гг.; «Портрет г-жи Рекамье в старости», 1820-е гг. Жироде. Погребение Аталы. 1808г. Лоренс. Портрет герцога Веллингтона. 1814г. Жерар. Амур и Психея. 1798г.

 

Темы 1-3       Темы 4-8        Темы 9-13         Темы 14-18        Темы 19-22