Содержание лекций. Темы 19 - 22

Тема 19. Живопись направления Преимпрессионизм. Творчество Э.Мане

Сущность преимпрессионизма как синтеза классицизма, романтизма, реализма и импрессионизма.

Этапы творчества Э.Мане: ранний этап («Мальчик с вишнями», «Любитель абсента», «Лола из Валенсии»; второй этап («Завтрак на траве», «Олимпия», «Мертвый тореро»); третий этап (традиции Веласкеса, Гойи, Вермеера): «Мальчик-флейтист», «Расстрел императора Максимилиана», «Завтрак в мастерской», «Балкон»; четвертый этап (импрессионизм): пейзажи, «Железная дорога», «В лодке», «Аржантей», «У папаши Латюиль»; поздний этап («Бар в Фоли-Бержер», натюрморты с цветами и плодами (напр.: «Сирень»).

Влияние философско-эстетической концепции Ш.Бодлера на мироотношение Э.Мане. 

Ш.Бодлер: "Чудесное обступает нас со всех сторон, мы вдыхаем его вместе с воздухом, но глаза, но глаза наши его не замечают".

Тема 20. Живопись направления Преимпрессионизм. Творчество К.Коро и Э.Дега

Специфика преимпрессионизма К.Коро.

Картина мира произведений К.Коро:

Мир, построенный в художественном пространстве произведений Коро – это мир, бытующий на хрупкой грани реальности и иллюзии, и через это прозрачное качество проявляющий идеальное состояние взаимопроникаемости миров.

Реализация этой концепции достигается на сюжетном уровне за счет использования пересечений временных пространств прошлого и настоящего, за счет прямого использования мифологических сцен и персонажей в обстоятельства реалистической природы. Использование сюжета мгновения, неуловимого события.

Художественные приемы - многослойное тональное решение. Живописный прием валеров обеспечивает единство изображаемого, взаимосвязанность мира и человека.

Анализ произведений "Порыв ветра", "Воспоминание о Мортефонтене", "Танец нимф", "Замок Пьерфон", "Орфей", "Купание Дианы".

Специфика преимпрессионизма Э.Дега.

Значение художественной традиции классицизма в творчестве Э.Дега.

Композиционная схема "Сетка" и "Клетка" в живописи Э.Дега. Анализ произведений "Танцкласс", "Хлопковая контора", "Площадь Согласия".

Тематика искусственного и естественного движения. Персонажи скаковых лошадей и балерин - единство типажа.

Серия купальщиц. Анализ произведения "Расчесывающаяся женщина".

Тема 21. Живопись направления Импрессионизм

Предпосылки возникновения импрессионизма.

Смена научной картины мира. Атомарность бытия.

Обстановка создания организованной реакции на официальное искусство во Франции 1870-х годов.

Создание Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов.

Представители импрессионизма: К.Моне, К.Писсарро, О.Ренуар, Б.Моризо, А.Сислей.

Художественные традиции импрессионизма: романтизм, преимпрессионизм, японская графика.

Характеристика метода импрессионизма. Прием рефлекса демонстрирует тотальную взаимоотражаемость всех уровней бытия, небесного и земного миров. Культ солнечного света, всепроникающего в события человеческой и природной жизни и управляющего ими.

Стилевая определенность произведений направления Импрессионизм: Ареаклассицизм. Живописная демонстрация законов эманации божественной энергии в дольнем мире.

Тема 22. Субъект-языковая характеристика импрессионизма

Специфика творческого метода К.Моне.

Анализ произведений "Поле маков в Живерни", "Бульвар Кауцинок", "Восход солнца. Впечатление", "Японский мостик", "Кувшинки", "Британский парламент. Чайки", "Мост Ватерлоо", "Руанский собор", "Стога", "Вокзал Сен Лазар".

Аспект взаимодействия конечного и бесконечного начал. Художественный материал - природные элементы в их чистоте. Тема воды, отражения земного и небесного через воду.

Специфика творческого метода К.Писсарро.

Устойчивость композиции произведений, ступенчатый характер живописно-композиционной схемы эманации божественной энергии. Анализ произведений "Красные крыши", "Пейзаж в Шапонвале".

Тематика сельских работ, герой - человек, получающий дары природы.

Специфика творческого метода П.О.Ренуара. 

Характер отношения человека и солнца получает эротический аспект. Женская плоть как принимающее начало, открытое для входящей силы солнца. 

Человеческая форма как единственная природа, просвечивающая сущностью.

Анализ произведений "Бал в Мулен де ла Галетт", "Качели", "Зонтики", "Завтрак гребцов", "Танец в деревне".

 

Темы 1-3      Темы 4-8     Темы 9-13     Темы 14-18     Темы 19-22