Март 2014 года. События в мире искусства

В марте 2014 года проходят многие интересные события в мире искусства. 

Рассматривая наиболее значимые, можно обнаружить несколько закономерностей:

- во-первых, искусство инсталляции является одним из наиболее актуальных и наиболее востребованных - как в творческом, так и в галерейном деле;

- во-вторых, особое внимание привлекает фигура коллекционера, феномен коллекционирования и принцип рассмотрения произведения коллекциями, собранными по частной или общей музейной инициативе;

- в-третьих, выставочные пространства стремятся соответствовать требованиям, предъявляемым самим произведениями современного искусства - быть открытыми для живого и многоаспектного диалога со зрителями.

Вот наиболее примечательные события мировой художественной жизни первых весенних месяцев 2014 года:

1) Эдинбург, Великобритания. Шотландская национальная галерея современного искусства. «Луиз Буржуа, женщина без секретов».  16.10.2013 – 18.05.2014.

Луиз Буржуа (1911-2010) – одна из тех мастеров инсталляции, благодаря которым это искусство в ХХ веке и сформировалось, и развилось и приобрело современную форму. На выставке представлены работы позднего периода творчества выдающейся художницы. Зрители знакомятся с такими произведениями, как портрет «Клетка XIV» (2000), «Глаза» (2001-2005), «К бесконечности» (2008-2009). Одновременно в Эдинбурге, в галерее Фрутмаркет, до 23 февраля 2014 года проходила выставка графических произведений художницы из цикла «Бессонница» (1994-1995).

В инсталляции «Пара» (1996) любовное соединение-объятие безглавых тел мужчины и женщины решено так, что «мужчина» выполняет роль того крюка-петли-качели, на котором «зависает» женская фигура.

Фигуры представляют собой тканевые одежды-оболочки, костюмы мужчины и женщины, но не их тела.

Пара представляет собой тюк одежды, белья, подвешенного в прачечной и одновременно, благодаря крюку и вытянутым ногам, животную тушу, вздернутую на бойне.

Явлена обезличенная животно-человеческое единение людей-оболочек, «спаренных» друг с другом в убийственной любовной игре, в которой у каждого живого существа остается лишь роль жертвы.

2) Иерусалим, Израиль. Музей Израиля. «За пределами тела: фрагменты в искусстве». Окончание выставки – 5 апреля 2014 года.

 

Ман Рей. Отреставрированная Венера. 1936/1971

На выставке представлены произведения искусства и культурные артефакты, в которых объектом моделирования выступают фрагменты человеческого тела.

Русское слово «тело» происходит от понятие «целое», «целостность». И суть произведений, представленных в экспозиции, является намеренный отказ от конструировании человеческой целостности в границах плоти.

Произведения первобытного искусства (акцентировавшие отдельные изображения рук), древние египетские амулеты, а также творения скульптуры, живописи, фотографии ХХ – ХХI веков представлены на выставке. Среди них – работы М.Дюшама, Х.Беллмера, А.Мессажер, Ман Рея и других.

Огюст Роден. Ирис, вестник богов. 1890.

В частности, интересным участником выставки является произведение «Ирис, вестник богов» французского скульптора рубежа XIX-XX веков Огюста Родена.

Произведение, как и многие другие работы О.Родена, создавалось принципиально незавершенным, фрагментарным.

Этот прием означал визуализацию выхода за пределы физической оболочки, в метафизическое измерение сути божественного посланника и самого вестничества.

3) Нагойя, Япония. Музей искусства Бостона представляет выставку «Хокусай: укиё-э из собраний Бостона». Окончание выставки – 23 марта 2014 года.

В Японию на время выставки из США возвращаются работы знаменитейшего художника этой страны – графика Кацусика Хокусая.

Представлено 140 работ, среди которых и знаменитая работа «Великая волна Канагава».

4) Москва, Россия. Центр современной культуры «Гараж». «Личный выбор: произведения из частных коллекционных собраний». Окончание выставки – 6 апреля 2014 года.

На выставке представлены произведения из собраний коллекций отечественных коллекционеров: В.Доронина, Д.Жуковой и Р.Абрамовича, О.Слуцкер, О.Ващилина, Д.Аксенова и др.

По замыслу кураторов, коллекционеры представили на выставке одну, самую значительную, на их взгляд, работу из собственной коллекции и обусловили свой выбор, объяснив причину личной значимости этой работы.

Помимо экспозиционной компоненты, пространство «Гаража» предлагает посетителям ряд мероприятий:

- встречи-дискуссии с коллекционерами,

- квест-путеводитель, направленный на поиск ответа на вопрос «кто такой коллекционер?»,

- открытые мастерские для детей и «творческих взрослых», на которых предполагается составления портрета коллекционера по выбранным предметам из его коллекций.

5) Бильбао, Испания. Музей Гуггенхайма в Бильбао. «Эрнесто Нето: тело, которое несет меня». Окончание выставки – 18 мая 2014 года.

Эрнесто Нето. Барабан.

Эрнесто Нето (родился в 1964 году) – современный бразильский художник, мастер искусства инсталляции.

На выставке в Бильбао пространство музея отдано для объемных композиций, предназначенных не только для визуального контакта, но для «обитания» зрителей.

Зрители могут входить в работы, вдыхать их запах, касаться произведений, «проживать» их.

Задачу созданных им произведений искусства Э.Нето определяет так: «произведения позволяют человеку по-новому осваивать собственное тело, чувства и душу; дают возможность перестать думать и непосредственно вдыхать жизнь».

6) Лондон, Великобритания. Галерея Тейт Бритэн. «Ричард Дикон». Окончание выставки – 27 апреля 2014 года.

Ричард Дикон. Беспокойство. 2005.

Ричард Дикон (родился в 1949) обладает неофициальным, но почетным званием ведущего британского скульптора современности.

Основные материалы, из которых он создает свои работы, это – дерево, сталь, хром, резина, мрамор.

В рамках проведения выставки работ художника в галерее Тейт Бритэн, сайт галереи http://tate.org.uk предлагает своему посетителю ряд виртуальных встреч с автором в форме текстовых и видео интервью.

В интервью, озаглавленном «Как я научился видеть» Дикон подробно рассказывает о разнообразных художественных традициях своего творчества, среди которых и скальные храмы Индии и Франции, и произведения художника-минималиста Дональда Джадда.

Дональд Джадд. Шесть коробок

Источником своего вдохновения Ричард Дикон также называет коллекционируемые им предметы (от археологических артефактов до кукол) и математическую теорию коммуникации.

Клод Шэннон изложил данную теорию в 1949 году. Согласно данной теории, всякое сообщение отправляется по коммуникативному каналу и при прохождении подвергается шумовому воздействию, оказывающему влияние на характер восприятия данной информации.

По мнению Ричарда Дикона, внимательно изучившего и освоившего эту теорию, шум в коммуникативном канале может быть сравним с созданием произведений искусства, а сам художник может быть назван создателем шумов.

Таким образом, формируется идея творчества, в которой отправленная в мир по духовному «каналу» информация, адресованная человечеству, оказывается определенным образом интерпретирована и обработана при помощи созданных художниками произведений искусства.

На понимание сообщений, которыми обмениваются мир и человек, влияют произведения искусства как необходимое эхо коммуникативной рефлексии.

 

Ричард Дикон. После. 1998

На выставке в Лондоне среди прочих представлена работа «После» (1998).

Эта значительных размеров скульптура составлена из двенадцати секций деревянных колец, соединенных в целостную связанную трубу, свободно «вьющуюся» в интерьере выставочного зала.

В центральной части скульптуры имеется стальная опора. Текстура стали воспроизводит плетение. Частично сталь выполняет функцию отражения изгибов и фактуры деревянной плетеной трубы и в результате связывает обе части работы воедино.

Известно, что произведение было создано Диконом под влиянием живописного творения Никола Пуссена «Пейзаж с человеком, насмерть пораженным змеем». Именно формы губительного змея призвана здесь явить извивающаяся гибкая форма. Существует также очевидный мифологический комплекс, увязывающей змея с символом смерти.

Объясняя смысл названия произведения «После», Ричард Дикон говорит о необходимой понятийной связки категорий «прежде» и «потом», которые для него раскрываются прежде всего как оппозиция плоти и духа.

Никола Пуссен. Пейзаж с человеком, насмерть пораженным змеем.

Интересно отметить, что в картине Н.Пуссена поражение змеем, оплетающим тело своей жертвы разворачивается на переднем плане и занимает крайне малое место в композиции.

При этом в художественном пространстве присутствует и другие персонажи, становящиеся прямыми либо косвенными свидетелями трагедии переднего плана.

Однако доминирующим персонажем является умиротворенный пейзаж со стоячими водами, голубым небом и ясным светом.

Это приводит к ускользанию события человеческой смерти, к визуализации контраста смерти конечного и вечной жизни бесконечного, природного начала.

Змеящиеся, вьющиеся контуры использованы Пуссеном не только и не столько в формах конкретного змея, сколько для создания линии взаимодействия разных планов.

Спиралевидная линия связывает нижний мир «подземных вод», где человек падает жертвой смертоносного яда, переходный земной мир дорог, по которым движется человеческое знание о смерти, новую ступень мира вод с отражающимся небом – преддверие небес, куда отправляется в плавание человек, уровни дальнего берега, зданий горнего мира и раскрывающий среди облаков сам небосклон – «верхний мир».

Путь между этими мирами – извилист, и именно он напоминает главного, композиционного «змея», «выложенного» на обозрение в произведении Н.Пуссена.  

Именно эти идейные и композиционные закономерности предопределили специфику работы «После» Ричарда Дикона. Что происходит после смерти тела? Что произошло с героем картины Пуссена после того, как он был смертельно поражен?

Змеевидный путь, созданный Р.Диконом, здесь представляет своеобразный коммуникативный канал перехода между жизнью, смертью и новой жизнью.

Уничтожающее чрево змея открывает природу своего внутреннего устройства и становится дорогой взаимообмена конечности и бесконечности.

Одновременно произведение представляет собой и канал путешествия, открытый для «прежде» и «потом».