ЛЕТО 2016

В Венеции c 28 мая по 27 ноября 2016 года проходит XV Архитектурная Биеннале

Афиша XV Архитектурной Биеннале в Венеции 2016 года

Биеннале задумана как демонстрация тех направлений, по которым современная архитектура стремится развиваться, двигаясь в будущее. Биеннале – это архитектурный авангард. Подтверждением этого тезиса выступает само название выставки этого года – «Вести с передовой».

Использование военной лексики объясняется тем, что находясь на границе настоящего и будущего, архитекторы-инноваторы ведут борьбу с целым рядом препятствий, которые мешают развитию архитектуры сегодняшнего дня.

Согласно замыслу куратора Биеннале Алехандро Аравены, эта война далеко не только художественная, но и социальная. Архитектура в силах противодействовать социальным несовершенствам и менять жизнь человечества к лучшему.

Себя лично и собратьев-архитекторов Аравена понимает как борцов с неравенством, загрязнением среды, миграцией, преступлениями, природными катаклизмами и другими проблемами, с которыми сталкивается современный человек.

Архитектура дает опору там, где земля была размыта разливом рек и наводнениями, создает новые конструкции из материалов, которые уже, казалось, закончили свою жизнь, пользуется экологически чистыми строительными элементами, готова к многопрофильным перестроениям, формирует новые архитектурные смыслы на базе конструкций прошлого, создает среду, которая не угнетает, а освобождает человеческую индивидуальность.

Венецианский проект Алехандро Аравены представляет архитектуру как социально ориентированную силу, как инструмент социальной инженерии.

Но возникает вопрос: достаточно ли социального измерения для постижения истинных масштабов и сущности этого вида искусства?

В путеводителе, адресованном зрителю Биеннале, Аравена написал:

«Архитектура формирует пространство, в котором мы живем. В этом ее предназначение, ни больше ни меньше».

Такое определение лишь кажется простым и точным. В действительности оно ведет по ложному пути и не объясняет основной цели искусства.

Задачи формирования пространства для жизни могут вменяться гражданской архитектуре, безусловно. Но архитектура возникла из культа, и именно культовая архитектура держит в себе суть и содержание каждой эпохи.

Например, мало что известно и практически ничего не сохранилось до наших дней от памятников гражданской архитектуры Древнего Египта. И это не значит, что подобных построек не было. Однако по сей день стоят, поражающие своей особенной прочностью и монументальностью, пирамиды – памятники заупокойного культа, введшие человечество в вечность.

Древние египтяне – одни из самых гениальных архитекторов, живших когда-либо на Земле, знали, как определять приоритет в выборе строительных материалов. На берегу, на котором они «жили» сегодняшним днем, возводились здания из быстро разрушаемого кирпича-сырца.

А на другом берегу из пустыни возник пирамидный комплекс, созданный из прочнейших каменных глыб. Именно на том берегу, благодаря архитектуре, Египет должен был жить вечно, и вот уже более пяти тысячелетий архитектура справляется с этой высокой миссией.

Гражданские постройки только тогда приближаются к статусу произведений архитектурного искусства, когда они также решают определенные религиозные задачи. Сама Венеция и окружающая ее область Венето тому доказательство.

Первый архитектор этих мест – Андреа Палладио. Для мира архитектуры его имя не потеряло своей силы и значимости. И во многом именно ему Архитектурная Биеннале обязана своим местоположением. Творческий замысел Палладио состоял в том, чтобы единой гармонии подчинить и здания церквей, и виллы, и дворцы.

Церковь Сан Джорджо Маджоре. Андреа Палладио. Венеция, остров Сан Джорджо

Торжественный ритм объединяет архитектурные композиции церкви Сан Джорджо в Венеции и виллы Ротонда в Виченце. Вилла также становится своеобразным храмом, направляющим души владельцев на принятие нисходящей на них божественной благодати.

Вилла Ротонда. Андреа Палладио. Виченца

Здания, выстроенные на основе ясных геометрических фигур и совершенных линий, открыты земной, водной, воздушной природе, с которой они составляют неразрывное единство.

Архитектура организует жизнь человеческой души и ведет человека к бесконечному миру вокруг.

Но действительно ли эта идея отсутствует во всех проектах Биеннале?

Близкое знакомство с работами архитекторов из Африки, Южной Америки, Европы, России показывает, что идея архитектуры как моста, связывающего человека с вечностью, в разных формах находит свое воплощение в авангардных проектах выставки 2016 года.

Вот некоторые из них:

 

1) «В тени Анд» - проект открытых школ в чилийских Андах, авторы – Элтон и Лениз.

 

В качестве главного учителя в этих школах выступает сама природа. Мир здесь предстает именно в природном аспекте. Соединить детей с природой – главная задача образовательных архитектурных комплексов, созданных проектировщиками под открытым небом.

Концепция такого обучения соответствует просветительской программе Жан-Жака Руссо. Школа без стен, без границ становится стимулом развития свободного мышления.

Школы Элтона и Лениз говорят: «Знание не есть то, что ты узнаешь из книг, а то, что открывает тебе природа горного мира Анд вокруг и твоя собственная вольная природа внутри».

Архитектура учит активности, движению тела и мысли, учит взаимодействию со светом, учит внимательному наблюдению за изменениями в природе.

На Венецианской Биеннале демонстрация проекта происходит посредством видеоинсталляции.

Видеоинсталляция "В тени Анд". Элтон_Лениз

Экраны расставлены веерами внутри комнаты, светоокрашенной в красный цвет. Зритель входит внутрь одного из экранных вееров и попадает в черно-белый мир видео, рассказывающего о буднях школьников, воспитывающихся «в тени Анд». Видео снято подвижной камерой: мы видим, как дети бегают, смеются, задумываются и отдыхают в школьных зданиях, наполненных лучами свободы.

 

Видеоинсталляция также представлена на сайте: http://andesshadow.com/es

С другими проектами архитектурного бюро Элтон_Лениз можно на сайте: http://www.archello.com/en/company/elton-leniz

 

2) «Береговая линия» - проект нигерийского архитектора Кунле Адейеми (архитектурное бюро NLE).

 

«Береговая линия» (Waterfront), или Плавучая Школа Макоко – проект, также имеющий образовательную направленность.

Макоко – это название трущобы в портовом городе Лагос (Нигерия). Земля в Макоко наполовину скрыта водой. Изобретение Адейеми позволяет создать почву там, где ее не существует, дать опору для жизни там, где это казалось невозможным. Что интересно, акцент ставится на создание основания для жизни интеллектуальной, для образовательного развития.

"Береговая линия". Проект NLE

Сооружение представляет собой деревянную конструкцию, несколько этажей/уровней которой вместе образуют пирамиду, фасадные стороны которой представляют собой равнобедренный треугольник.

Плавучая Школа Макоко. Схема.

Само архитектурное произведение выступает в качестве учителя. Чему учит Плавучая Школа?

Геометрические фигуры пирамиды и треугольника визуализируют стабильность, устойчивость, стремление вверх.

"Береговая линия". NLE

Если перевести эти визуальные понятия на язык мировоззренческих ориентиров, то в них откроется все то, чем затопленный нигерийский мир объективно не обладает, но к чему могут стремиться его молодые обитатели.

Плавучая школа Макоко. Страница вебсайта NLE

«Всемирный потоп» Макоко может обернуться спасением на новом «Ноевом ковчеге» Плавучей Школы. Водная природа из деструктивной силы превращается в конструктивную для нового поколения лагосцев.

Архитектура школы также учит креативности, созидательности, работе на преображение пространства.

Конструкция открыта, подвижна, что также настраивает учеников на динамику сознания и готовность открывать новые горизонты за пределами объективной социальной действительности.

Мария Тарасова на Архитектурной Биеннале в Венеции

Проект Плавучей Школы был реализован в 2013 году. На территории Европы нет лучшего пространства для демонстрации этого архитектурного объекта, чем Венеция – самый знаменитый город на воде.

Впрочем, конструкция, задержавшись на несколько месяцев в Венеции, затем проследует в Африку, где продолжит свое существование в качестве действующей школы.

 

Подробнее с проектами лаборатории Кунле Адейеми NLE можно на сайте: http://www.nleworks.com

 

3) Архитектура Саймона Велеса (Мексика).

 

Саймон Велес использует в работе чистые природные материалы, а конкретно – бамбук. Архитектор называет бамбук растительной сталью и доказывает возводимыми конструкциями безграничность строительных возможностей этого материала.

«Сама природа требует, чтобы мы вернулись к растительным формам в своей среде обитания», пишет на вводной странице своей вебсайта Саймон Велес (http://www.simonvelez.net).

Модель человека природного, живущего в согласии с миром вокруг него, под покровом небес и под кроной деревьев выстраивается в архитектурных творениях Велеса.

Если европейские архитекторы модерна в начале ХХ века стилизовали формы бамбука и других растений в стали и чугуне, то южноамериканский архитектор начала XXI века делает следующий шаг и воссоздает не только внешнюю оболочку растительных форм, но и материальное нутро природы.

Архитектура Саймона Велеса

На Венецианской Биеннале в зале, отведенном для работ Велеса, зритель оказывается под бамбуковым куполом-шатром, испытывая на себе всю привлекательность растительной архитектуры.

 

4) «Световые пейзажи» (Lightscapes) – проект инженерной фирмы Transsolar (Германия).

Если предыдущие рассмотренные проекты создавали архитектуру воды, земли, растений, то «Световые пейзажи» Transsolar моделируют стихию воздуха, архитектурно оформляют свет.

"Световые пейзажи". Transsolar

В затемненном зале Арсенала на Биеннале создана атмосфера, близкая мистической. Подобное можно наблюдать и переживать в готических соборах, где свет падает на зрителя по определенным, проложенным архитекторами, траекториям. Свет меняет свою физическую природу на метафизическое светоозарение.

В зале Transsolar создан эффект светового дождя. В потолке сделаны круглые отверстия, расположенные на определенной расстоянии друг от друга.

Lightscapes. Transsolar

Через эти отверстия свет проникает внутрь зала. Световые потоки становятся видимыми благодаря «активации» пылевых потоков, проходящих по помещению. В результате световые лучи выглядят подвижными внутри.

В пространстве Световых пейзажей Transsolar

Когда зритель входит в этот световой лес, разные части его тела и одежд подсвечиваются и преображают фигуру, делают ее прозрачной. Проект показывает, что архитектура может управлять светом, превращать видимое в невидимое и наоборот. Внутри этого светового пейзажа также находится лестница. Световые дороги, проложенные с небес в темноту зала, искушают начать восхождение ввысь. Зритель, теряя и находя себя в световом лесу, чувствует готовность к этому подъему.

 

Подробнее с другими проектами фирмы Transsolar можно на вебсайте: http://www.transsolar.com/projects

 

5) «Приют одинокого шахматиста» - проект Александра Бродского (Россия).

 

Конструкция, созданная Александром Бродским для Венецианской Биеннале, находится в отдалении от основных павильонов, на самой границе с водой.

"Приют одинокого шахматиста". А.Бродский

Расположенная «на отшибе», она и внешне представляет собой, на первый взгляд, нечто, не претендующее на особое внимание и положение. Редкий зритель, добравшийся сюда, видит покосившийся черный сарай, обшитый рубероидом и обитый рейками, у стены которого на столике находится доска с глиняными шахматами.

Но все меняет угол зрения на постройку. Угол – одно из ключевых архитектурно-геометрических понятий в этом и других строениях Бродского.

Ведь в действительности, сооружение имеет не случайный «крен», а строго выверенный угол наклона – 950. Поставленное на самом краю портовой набережной, оно, тем не менее, имеет арку – «выход» к воде.

Невеликие размеры и отсутствие возможности реально пройти туда, куда эта «арка» приглашает, заставляет изменить угол зрения. И, отходя, зритель неожиданно обнаруживает, что «Приют» находится в диалоге с совершенно иной и, казалось бы, абсолютно далекой конструкцией из другого архитектурного мира.

Это – колокольня церкви, которая не просто виднеется в арочном проеме, но образует его ось. Так «Приют» получает виртуально-реальный архитектурный стержень, внутренне выпрямляется. Шаткое становится устойчивым, удаленное – близким, а одинокое обретает собеседника.

Вероятно, созвучие имен заставило куратора Биеннале Алехандро Аравену сравнить архитектуру Александра Бродского с лучшими произведениями русской литературы.

В чем видимое сходство? В стремлении передать движения человеческой души. И можно согласиться с этой аналогией.

Внешне неприглядная тленная темная оболочка оживает, переживает духовное перерождение, когда у нее появляется внутренняя светлая духовная опора.

И хрупкая шахматная игра конечного с бесконечным приобретает совершенно иной смысл.