ЗИМА 2015-2016

Зима в Париже проходит под знаком Пикассо – сразу несколько различных арт-проектов посвящены многоаспектному рассмотрению творчества этого художника, признанного главной фигурой в искусстве ХХ века.

В результате в Париже для желающих и интересующихся организован своеобразный квест «Найди Пикассо». Поиск происходит не столько в музеях, сколько в истории искусства – как прошлого, так и настоящего.

В квесте участвуют три музейные площадки: Лувр (с 21 октября 2015 по 25 января 2016 года), Национальный Музей Пикассо (постоянная экспозиция) и Гран Пале (c 7 октября 2015 по 29 февраля 2016 года).

В Лувре «поиск Пикассо» превращен в настоящее путешествие, по сложному маршруту и с препятствиями. В четыре разные (и отдельно не отмеченные на карте Лувра) зала музея «введены» четыре картины, созданные Пабло Пикассо под влиянием творчества великих мастеров прошлого.

Как разворачивается этот диалог произведений различных эпох?

Например, в зале, где традиционно экспонируются произведения французского художника XIX века Жана Огюста Доминика Энгра – «Купальщица Вальпинсон», «Турецкая баня» и др., сейчас присутствует картина Пикассо «Лежащая обнаженная» (1932).

Энгром была начата тема нового и заразительного явления богини любви в форме обитательниц манящих эротических чертогов восточного гарема – одалисок. И зритель видит, как эта тема продолжила свое развитие в ХХ веке в живописи Пикассо.

"Одалиска и рабыня". Ж.-О.-Д.Энгр. 1842

Пабло Пикассо говорил: «Искусство может быть только эротическим». И эта картина – яркое воплощение визуального понятия «Эрос» в его творчестве.

"Лежащая обнаженная". П.Пикассо. 1932

Художественное пространство картины полностью подчинено возлежащей женской фигуре. Соблазняющая энергия форм ее тела распространяется повсюду.

Светлые волосы волнами расходятся вокруг головы и тела, излучая тепло. Золотисто-желтый цвет волос и круглящиеся формы грудей, живота, бедер, ног, закинутых рук позволяют сопоставить два знака – женщина и солнце. Солярный диск в окне сияет не столь ярко, как Она. Она – богиня, повелительница дня и ночи. Ее волосы – солнечные лучи, а Ее профиль утопает во мраке ночного самозабвения.

Природа женщины также сопоставлена в картине с растительной природой, листья и фрукты вторят линиям, точкам и объемам Ее тела. Лист не только служит опахалом, остужающим жар ее собственного солнца, но и проводником к новым соблазнам и искушениям.

Дилемма одалиски определена конфликтом вольности и плененности. Как быть свободной, оставаясь рабыней? Одалиска – знак чувственной свободы  внутреннего мира, того раскрепощения, которое дается не столько поклонением богине любви, сколько превращением в богиню.

Пикассо услышал Энгра и продолжил историю о том, как можно отправляться в дальние визуальные и чувственные путешествия, даже оставаясь внутри, внутри самого себя. 

 

Участник квеста из Лувра отправляется дальше – в Национальный Музей Пикассо.

В Музее Пикассо, помимо знакомства с работами самого художника, игроку-участнику квеста предлагается также сделать ход назад – опять вглубь истории искусства.

Пабло Пикассо коллекционировал те произведения искусства, которые привлекали его родственностью художественного языка и концептуальной близостью мироотношения. Например, в его коллекции присутствовали работы Гюстава Курбе и Поля Сезанна. Изучая живопись этих авторов, Пикассо изобретал новые направления и поворачивал историю искусства в неведомые стороны, но при этом никогда не уводил ее от первоисточника.

"Карьер Бибемус". Поль Сезанн

Поль Сезанн – художник, знакомство с произведениями которого дало старт кубизму, придуманного Пабло Пикассо с Жоржем Браком в 1908 году. Анализ картин Сезанна и геометрическое композицирование по мотивам его произведений составило первую фазу кубизма (1908-1909 гг.).

"Фабрика Орта де Эббо". П.Пикассо

 

Сопоставив живопись Пикассо и Сезанна, участник квеста делает новый шаг-скачок – отправляется в Гран Пале.

Здесь он переносится в наше время. И одновременно здесь он понимает, что не одинок – выставка с говорящим названием «Пикассо.Мания» полна свидетельств тех соучастников, которые неутомимо, с одержимостью «ищут Пикассо».

Здесь собраны работы тех современных художников, которые не только стремятся постичь природу гения, но общаются с его живописными творениями и с не меньшим талантом развивают историю искусства в предложенных им направлениях.

Выставка открывается с демонстрации видео. Многофигурная сетчатая видеокомпозиция разделена на несколько секторов.

Каждый сектор занят фигурой одного из выдающихся деятелей современной художественной культуры: Фрэнк Гери, Джефф Кунс, Джулиан Шнабель, Эд Руша, Джон Балдессари, Ромуальд Хазуме, Фрэнк Стелла и др.

Современные художники говорят о Пикассо. Видео

Видеоизображения черно-белые. Однако с определенной периодичностью один из квадратов общего видеопортрета становится цветными. В этот момент выделенный цветом художник начинает говорить. Говорить о Пикассо. Художники рефлексируют над значением искусства Пикассо в своем творчестве, вспоминают момент, когда впервые увидели его произведения или даже момент, когда он явился им во сне.

Эти признания и свидетельства складывают в сознании зрителя портрет необыкновенной творческой личности:

«Безудержно изобретательный», «нескованный рамками», «готовый пересоздавать самого себя неограниченное число раз в течение жизни», «бесконечно находящий новые языки и средства выразительности», «глубокий», «всегда несущий свет».

 

То вдохновение, которое Пикассо очевидно дает художникам, переносится и на зрителя, выходящего на новый виток квеста.

 

Африканская маска и фрагмент произведения П.Пикассо

Продвижение по выставке дает зрителю возможность одновременно делать шаги назад и вперед по истории искусства.

Древние африканские маски из коллекции Пикассо соседствуют с его собственными портретными и автопортретными работами, выполненные с использованием объект-языка африканского масочного искусства.

Маска. Р.Хазуме

И здесь же протягивается нить в сегодняшний день жизни искусства – произведения современного африканского художника Ромуальда Хазуме из республики Бенин демонстрируют новую страницу в истории африканской маски.

Концепция масочного искусства Хазуме основана на традиции арт-объектов ready-made, начатой Марселем Дюшаном. В данном случае создание маски заключается в художественной трансформации таких объектов, как топливные канистры.

Обрезая отдельные части канистры, снимая крышки и определенным образом разворачивая готовые предметы, художник превращает их в маски. В перевернуто-вывернутом виде формы канистры достаточно неожиданно складывают человеческое лицо.

Как говорит сам Ромуальд Хазуме, маски – это первое, что приходит в голову любому человеку, задумывающемуся о специфике африканской культуры, ее сути, оригинальных чертах, аутентичных свойствах.

И его искусство – это ответ на подобные культурные ассоциации, к сожалению теряющие правду жизни в настоящее время.

Властвующая культура потребления, западно-европейские образцы разрушают все то, что было своеобразного и самоценного в Африке.

Маска. Р.Хазуме

«Вот новое лицо Африки», - говорит своими произведениями художник.

Африка превращена в канистру для западного топлива, живет и движется чужими ценностями и исполняет европейские ритуалы. И тем самым Африка теряет свое лицо.

Когда художник в такой форме «возвращает» Европе отработанные и пустые бензиновые емкости, то он бросает вызов европейской цивилизации. Работы говорят: «А ведь эта история потенциально взрывоопасна!», как огнеопасен и сам бензин. Она опасна тотальным уничтожением целой культуры, в которой маски создавались для ритуального контакта с божествами из высших сфер.

Так зритель за несколько метров выставочного зала проходит гигантский путь: от основ древней культуры к началу ХХ века и затем к началу XXI столетия.

Сто лет назад, когда африканская культура была только открыта Европой, она восхитила европейцев (в том числе Пикассо) своей самобытностью и способностью строить диалог с богами.

А сегодня Африка вопиет об уничтожении своего культурного своеобразия и обвиняет в этом европейцев как завоевателей.

Конечно, идейное содержание работ Хазуме не исчерпывается национальной проблематикой. По сути, его работы показывают нам лицо/маску сегодняшнего мира в целом. Этот мир тотально зависим от топлива в его бензинном, нефтяном или газовом воплощении. Контакт с природной энергией, заложенный в схему древнего масочного ритуала, сегодня в мире существует в такой, потребительской, форме. И потому у нашего мира лицо пустой канистры.

 

В этом же зале зритель встречает еще одну художественную мозаику из разных слоев прошлого и настоящего. Пикассо показал художникам, что не существует границ между эпохами, стилями и направлениями, и они с готовностью последовали по этому пути.

"Античность (Ули)". Дж.Кунс. 

Перед зрителем встает монументальное произведение «Античность (Ули)» Джеффа Кунса.

Размеры картины, созданной в 2011 году, - 259.1х350.5 см.

Произведение выполнено в специально разработанной Кунсом технике цифрового коллажа. Сетчатая композиция построена на основе комбинации нескольких художественных слоев. Каждый слой – это всемирное известное произведение искусства.

Так, коллаж «Античность (Ули)» сводит воедино два произведения живописи - «Венера и Адонис» Тициана (цветная копия) и «Авиньонские девицы» Пикассо (черно-белая копия), а также два произведения скульптуры – «Афродита Книдская» (римская копия I-II вв. н.э. из Музея Метрополитен) и скульптура типа «Ули» (древняя деревянная статуя из Папуа – Новой Гвинеи). На все эти изображения накладывается схематичный рисунок. Представляя корабль, входящий в гавань, он одновременно служит и символом женского лона.

Идейное содержание всех использованных произведений объединяет эротическая тематика.

Работа предназначена для чтения изнутри вовне.

В центре - статуя «ули», божества плодородия, традиционно отличающегося чертами гермафродита, демонстрирует единение мужского и женского начала в божественной форме.

Она «покрывает» изображение любовного свидания богини любви Венеры и Адониса – человека, любимого богиней и влюбленного в нее.

В античности, о которой повествует картина Кунса, существовала вера в тотальную силу Эроса, породившего весь мир. Один из мифов происхождения богини любви гласил о ее первозданном качестве, рассказывая о том, как она появилась ранее всех других божеств.

Разные ракурсы статуи Афродиты Книдской выполняют функции этого всевышнего божества, альфы и омеги, стоящего в конце и в начале неизбывно совершающегося ритуала поклонения основному инстинкту человечества – инстинкту жизни.

Искусство Кунса определено философией Зигмунда Фрейда, также вернувшегося к античности, для того чтобы дать этому инстинкту греческое имя Эрос.

В картине «Авиньонские девицы» Пикассо развивал тему новых явлений эротической силы, обретающей себя не только в совершенных статуях, но и в фигурах одалисок и куртизанок, лучше слышащих голос древних стихий.

Подпись мастера – Picasso – заканчивает прочтение многослойного коллажа, раскрывающегося перед зрителем от центра к периферии. Подпись занимает верхний левый квадрат композиционной сетки.

Участник квеста «Найди Пикассо» вспоминает об открытиях, ранее сделанных в Лувре.

Подпись мастера возвращает нас к уже приведенным словам Пикассо: «Искусство может быть только эротическим». Художник, поклоняющийся Эросу, от этого божества черпает энергию света, неутомимую творческую силу и мощь новых и новых перерождений.

«Античность (Ули)» Джеффа Кунса проникает не только в суть метода Пикассо, но и в суть той энергии, которая питает искусство с древнейших времен.

 

Выставка «Пикассо.Мания» показывает, что квест может продолжаться бесконечно, потому что постепенно представленные произведения начинают «сходить со стен» и выходить в виртуальные области за пределами музея.

Так, например, режиссеры Жан-Поль Баттайя и Фабрис Араньо создали видеоинсталляцию, переходящую с одной широчайшей экранной плоскости на другую.

Зрителя окружают движущиеся образы из различных рекламных роликов, документальных и художественных фильмов, так или иначе использовавших произведения Пикассо.

Среди фильмов, чьи фрагменты вошли в эту видеомозаику: «Безумный Пьеро» Ж.-Л.Годара, «Лето Пикассо» Сержа Бургиньона, «Ф как фальшивка» Орсона Уэллса, «Герника» Эмира Кустурицы, «Подозрение» Альфреда Хичкока и др.

Один из «выходов с продолжением», который организует выставка в Гран Пале для участника квеста «Найди Пикассо» - это просмотр документального фильма нидерландской видеохудожницы Ринеке Дейкстра «Я вижу плачущую женщину».

Этот фильм дает зрителю удивительную возможность – встретиться с самим собой, но в особенном качестве – в обличии… ребенка.

Фильм «Я вижу плачущую женщину» - это фильм-разговор, фильм-дискуссия.

 

Кадры из фильма "Я вижу плачущую женщину". Р.Дейкстра

Дети 10-12 лет обсуждают картину Пабло Пикассо «Плачущая женщина» 1937 года. Сама картина ни разу не появляется в кадре. Рассуждение о портрете одного персонажа сформировано на экране как групповой портрет многих других.

Зритель-участник квеста сам прошел долгий путь, пытаясь понять суть того или иного художественного произведения, созданного великим художником.

И вот теперь он наблюдает за тем, как это делают другие. Как это делают дети.

Дети рассуждают о том, в чем причина страданий женщины, ее слез, ее плача. Сначала приводятся доводы из области возможного («у нее в семье кто-то умер», «она кого-то потеряла», «случилось что-то плохое»).

Но как детское визуальное мышление не замечает условностей сложной техники портрета, так детская фантазия не знает границ.

Один ребенок вдруг говорит: «А может быть, она увидела призрак». А другой неожиданно подхватывает: «Или, возможно, она сама – призрак, потому что она совершенно не такая, как все».

Такое предположение заставляет вспомнить известное изречение: «Устами младенца глаголет истина». Потому что эти слова могут быть практически точной интерпретацией основной идеи картины.

"Плачущая женщина". 1937. П.Пикассо

«Плачущая женщина» была написана Пикассо в год создания «Герники».

Слезы страха и отчаяния при виде явившегося призрака смерти охватывают человечество в преддверии глобальной катастрофы Второй Мировой Войны.

На судьбе одного человека Пикассо в произведении «Плачущая женщина» показывает ту же деструктивную силу демона смерти, пролетающего над людьми, раскалывающего людей на части и превращающего их в призраков.

 

Понять идею произведения искусства – задача крайне не простая.

Найти ключ к спектру художественных идей творчества художника, особенно такого, как Пикассо, может быть еще сложнее.

Но парижский квест при его удачном прохождении может помочь ищущему и упростить задачу.

Выставки помещают работы Пикассо в специально организованное пространство, где с одной стороны – его вдохновители, а с другой – его талантливые интерпретаторы и последователи.

Это дает возможность зрителю найти дополнительные указатели для прояснения не только замыслов самого влиятельного художника ХХ века, но и логики самой истории искусства.