Весна 2016

Одно из центральных художественных событий весны 2016 года в России – это выставка-ретроспектива произведений Фриды Кало в музее Фаберже в Санкт-Петербурге (c 3 февраля до 30 апреля).

Хотя подобное событие происходит впервые, притяжение между Фридой Кало и Россией существовало всегда. Это притяжение возникало на разных уровнях – личностном, политическом, художественном.

Революционный дух Фриды Кало, ее социалистические и коммунистические взгляды делали героев советской истории, перестраивающих мир в начале ХХ века, весьма привлекательными для мексиканской художницы, чья страна сама в то время жила революцией.

Бунтарский дух Фриды сделал ее персонажем многих фресок Диего Риверы – мастера социального реализма, проводящего идеи революционно-демократического искусства в своих монументальных живописных композициях.

Например, в произведении «Раздача оружия» (1928) женская фигура с портретными чертами Фриды Кало находится в самом центре фрески.

"Раздача оружия". Диего Ривера. 1928

Одетая в мужские одежды, она являет собой несокрушимую силу, железную волю вооружения революционеров. Она – воплощение богини войны за освобождение.

Красный флаг с серпом и молотом реет за ее спиной. Пятиконечная звезда на ее красной рубахе доказывает, что идея мировой революции, впервые озвученная и сотворенная в советской России, получает развитие на мексиканской земле.

Мировая революция наделяет людей стальной волей и стальными клинками, необходимыми для победы.

Несгибаемая воля к победе – это качество самой Фриды. Именно поэтому Диего Ривера утверждает, что она способна «вооружить» весь мир, что лик сопротивления – это лицо Фриды Кало.  

Фрида вела свою войну всю жизнь – за утверждение идеалов демократии, против академизма в художественном образовании, за свободу слова, против каких-либо ограничений в развитии языка изобразительного искусства, за честность и абсолютную искренность всегда и везде.

Энергия борьбы, атаки, сопротивления, противостояния традиционно связывается с проявлением мужского начала. Творческое самоутверждение в искусстве также считается прерогативой мужчин. Фрида воюет и с этими предубеждениями.

"Автопортрет с отрезанными волосами". Фрида Кало. 1940

В автопортрете 1940 года она демонстративно отказывается от своей женской сущности в пользу мужского творческого альтер-эго. Желтый стул в этой картине – знак творца-мужчины – из другого автопортрета, выполненного художником Винсентом Ван Гогом.

"Стул Ван Гога". Винсент Ван Гог. 1888

Россия привлекала Фриду Кало не только как источник тех социально-политических идей, которые казались ей единственно справедливыми.

Россия начала ХХ века была также источником кардинальной перестройки художественного языка живописи.

Здесь творение будущего одновременно осуществлялось в политике и в искусстве.

Футуризм, кубофутуризм как направления в поэзии и живописи интересовали Фриду, особенно в период ее творческого становления.

Исследователи небезосновательно проводят параллели между кубофутуризмом произведений Казимира Малевича и ранними портретами Фриды Кало.

Именно коллажный язык кубофутуризма определил специфику выбранных художницей знаков и их значений в произведении «Мигель Н. Лира» (1927).

"Мигель Н. Лира". Фрида Кало. 1927

Человеческая фигура расположена на границе двух миров. В ситуации раскола на правую и левую зоны человек выступает субъектом действия. Он разворачивается, устремляется из одного мира в другой.

В одну линию в центре композиции выстроены три лика – лик смерти, лик Лиры, лик архангела. Взгляд зрителя, продвигаясь по этой линии, складывает целое визуальное предложение: движение от смерти к жизни вечной.

В пространство изобразительных знаков введены также и знаки вербальные. Имя «Мигель» - это знак не только имени изображенного человека, но и испанский вариант имени изображенного архангела Михаила.

Архангел Михаил – это знак духовной стойкости, но также и знак второго пришествия. Во время Страшного суда именно архангел Михаил раскрывает Книгу Жизни и взвешивает душу человека, определяя, достойна ли она обретения бессмертия.

И действительно, перед архангелом раскрывается книга. Плечи Лиры касаются крыльев ангела, глаза направлены в ту же сторону. Грозовые темные тучи и пугающий призрак смерти остаются за спиной. Там же остается гигантская боеголовка как знак разрушительной силы, поднимающейся до небес. А впереди открывается сияние солярного знака нимба над головой ангела.

Как удается человеку перейти от смертности к бессмертию? Ответ – в нем самом. Мигель Н. Лира – поэт, художник, над ним парит сама лира – знак искусства. Творческое созидание оборачивает поэта против энергии разрушения. И потому именно ему открывается занавес ночи, из-за которого является архангел.

В результате, произведение Фриды Кало создает такую модель мироотношения, в которой человеческая жизнь проходит по кругу вечного цикла умирания и возрождения к вечной жизни. Разрушительное и созидательное, тленное и бессмертное – два начала, которые сосуществуют в человеке как отправная и венчающая точки его земного пути.

Несмотря на присутствие целого ряда портретов в творчестве Фриды Кало, для нее, как и для Ван Гога, на которого она равнялась в творческой самоидентификации, главным жанром был автопортрет.

Кало – одна из тех художников, которые в течение всей жизни создают одно произведение, из работы в работу обращаясь к единой теме, находясь в поиске все новых и новых способов ее визуализации. Поэтому постижение идеи практически любого автопортрета Фриды Кало дает ключ в раскрытию специфики всего ее творчества, которое по сути своей всегда автопортретно.

Даже работы раннего периода творчества доказывают справедливость этого тезиса.

Обратимся к произведению «Время летит» (1929).

"Время летит". Фрида Кало. 1928

На первый взгляд, перед нами мало связанные объекты: молодая мексиканская женщина в легком современном платье и массивное нефритовое украшение времени ацтеков на ее шее; резная красная колонна и простой будильник на ее вершине; раскрывающийся тяжелый бархатный занавес и легкий, самолет над женской головой.

Как ввести эти знаки во взаимодействие?

Самолет – знак высокой скорости, быстрого передвижения в пространстве. Часы – знак быстро бегущего, летящего времени. Сложим их вместе – что получится? «Время летит». Именно так называется картина.

Кружевное платье с короткими рукавами – знак девичьей тонкости и легкости. Но поднимаемся выше и вся фигура уподобляется статуе, статуе-колонне. Зеленые серьги, как и зеленый занавес отмечают своими строгими вертикалями границы появления этой статуи.

Украшения на груди отмечены солярным знаком. Статуя богини света является в обличии женщины. Соединяются знаки древности и молодости и рождается визуальное понятие «вечная молодость». Это – свойство богов.

Вечность противостоит сиюминутности и быстроте. Вечность не измеряется часами. Фигура отвернута от всего, что пролетает и бежит, как минутная стрелка в часах.

Ни одна эмоция не отражается на женском лице. Она – вне времени. Лучи на солярном знаке ожерелья – это новый вид стрелок идеальных часов, которые показывают вечность.

Она сама – знак вечности, которая открывается в человеческом существе.

Автопортрет с косами. Фрида Кало. 1941

В картине «Автопортрет с косами» (1941) используется композиционный знак «бесконечность».

Лемниската образована вращением кос в волосах.

Этот знак является прямым указанием на богиню-демиурга Вселенной, стоящей в основании древних верований Центральной Америки. Она всегда изображалась как «богиня с косами».

"Богиня с косами". Древнее искусство ацтеков. XX-X вв. до н.э.

Портрет божественного и человеческого соединяются в одном лице, и так человеческое начало обретает бессмертие.

Фрида Кало и в этом, и в других своих автопортретах использует живопись как способ индивидуального входа в вечность.

"Сломанная колонна". Фрида Кало. 1944

Каждое произведение искусства создавалось как победа над конечностью, смертностью, как доказательство превозможения всего хрупкого и достижения всего навеки устойчивого.

Каждой своей работой Фрида говорила: «Нет смерти для меня». Общение с произведениями Кало дает зрителю возможность поверить и повторить это вслед за ней.