ВЕСНА 2017

ОТ АВТОПОРТРЕТА К СЕЛФИ:

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СВОЕГО «Я»

 

В 2013 году составители Оксфордского словаря признали «селфи» «словом года». Автопортрет, сделанный с помощью камеры смартфона. Честно скажу: к селфи я всегда относилась скептически и даже пренебрежительно. В этом мне виделся излишний нарциссизм и неспособность смотреть дальше привычного, то есть дальше своего носа. Когда в каком-либо совершенно прекрасном месте, как, например, на площади собора Святого Петра в Риме, я видела тех, кто снимает на камеру смартфона не собор, а самих себя, во мне просыпались разные чувства – от жалости до возмущения. Но в итоге я согласилась с тем, что особо страстные любители селфи представляют собой лишь узко медицинский интерес, и перестала на них обращать внимание.

Но вот в этом году я собиралась в Лондон и изучала список действующих художественных выставок. И меня привлекло одно название: «От селфи к самовыражению».

Подзаголовок гласил: «Лондонская галерея Саатчи проводит первое исследование истории селфи в культуре. На выставке селфи сегодняшнего дня ставятся в один ряд с произведениями автопортретного искусства прошлого».

Селфи как произведение искусства?! Признаться, такой вопрос я восприняла сначала как настоящий вызов. И мне стало интересно, насколько справедливо такое определение и такое сопоставление.

Я занимаюсь исследованием искусства как способа самопознания. Искусство раскрывает смысл существования человека и его истинное место во Вселенной. Искусство дает человеку – как автору, так и зрителю – возможность понять самого себя. Как связана с этим простая самофиксация при помощи камеры смартфона? Искусство занимается вечностью, а селфи – проходящим мгновением.

Так говорила я себе, отправляясь на выставку. В самолете маленькая девочка положила руку на стекло иллюминатора, за которым виднелось море облаков. И этот образ – рука на белых облаках – напомнил мне первый автопортрет в истории человечества. Вот он – это «Рука» – произведение, которым человек начал свой путь в искусстве. Первобытные руки – это автопортреты. Человек здесь предстает как тот, кто владеет скалой, а, значит, владеет миром. Это знак, которым человек обозначает свое присутствие во вселенной, свою волю. Мы видим здесь, что желание сохранить отпечаток себя как созидателя мира составляет одну из первородных потребностей, движущих человеком.

Автопортрет – это знак осознанного присутствия во Вселенной.

Я говорю: «отпечаток», и сразу вспоминается такое произведение искусства, без которого ни одна история автопортрета не может быть полной. Легенда гласит, что лик Христа отпечатался на плате, и так возникла икона «Спас нерукотворный». Множество иконописцев затем стремились повторить этот творческий жест. Кстати, этот плат подала Христу святая Вероника, и именно она является покровительницей фотографии.

Что дает знание легенды о Спасе Нерукотворном? Понимание того, что история автопортрета – сакральна. В христианской традиции лицо человека – это земной лик Бога, Его Об-лик. И это действительно ключ к большинству автопортретов.

Рассмотрим некоторые из них. Вот перед нами автопортрет немецкого художника эпохи Возрождения – Альбрехта Дюрера. Он создан по канонам иконописи. Свою внешность автор уподобляет лику Христа. Из темноты на свет проступает лик спасителя. И спасителем художник считает самого себя. Что движет Дюрером? Гордыня и тщеславие? Вовсе нет. Так автопортретная живопись укрепляет его веру в право наставлять своих зрителей следовать Христовым заповедям. Автопортрет показывает, что каждый человек – сын Божий, и что искусство обладает спасительной силой.

Автопортрет – это способ разглядеть в себе нечто большее, увидеть лик Творца в своем лице.

Голландский живописец Рембрандт Харменс Ван Рейн создал более сорока автопортретов. Перед нами – «Автопортрет с двумя кругами».

Круги начерчены на пустом холсте за спиной художника. Ни один из кругов не завершен. Но если мы виртуально продолжим линию полукружия за правым плечом Рембрандта, то она пройдет через правый глаз художника. Схожую мысль однажды высказал Микеланджело: «глаз – это компас художника».

Круги на картине – фрагменты карты мира. Мы не видим их полностью, и это значит, что восстановить целостность карты мира способен только художник. Он не просто умо-зритель, но тот, кто своим зрением создает мир.

Его глаз – демиург Вселенной. Он смыкает две сферы бытия своим взглядом. Левая рука Рембрандта срастается с палитрой и кистями.

Перед нами – человек-глаз и человек-кисть. Визуальная концепция творящей руки объединяет автопортрет Рембрандта и те «Руки», которые мы видели в наскальной живописи.

Автопортрет – это способ понять себя, свое истинное место и предназначение. Способ взглянуть себе в глаза.

Все произведения, которые создал Винсент Ван Гог, могут быть названы автопортретами. И солнце, и цветы, и виноград, и картофель, и раскрытая книга – все могло в его живописи стать воплощением внутреннего «я» и человеческой души вообще. Но есть и работы, в которых сам облик художника становится главным материалом.

Вот четыре из тридцати шести таких работ. В каждой картине разными живописными способами вокруг головы образуется круг.

В одном случае это сделано при помощи шляпы, в другом – благодаря радиальному расхождения мазков краски, в третьем – за счет сияния виртуальной свечи за спиной.

Такая деталь внешности, как рыжие волосы, используется в автопортрете не для простого достижения сходства, а для создания пламенеющего эффекта. В результате создаются новые понятия: «человек – светоч», «человек – звезда», «человек – солнце».

Автопортрет – это способ осветить внутренний мир, шагнуть за оболочку внешности.

Фрида Кало – мексиканская художница ХХ века. Ее творчество также неотделимо от жанра автопортрета. Фрида Кало всю жизнь сражалась с хрупкостью и несовершенством собственного конечного тела. Для Фриды Кало живопись – это способ обретения силы духа. Искусство – способ ее индивидуального входа в вечность.

Например, в произведении «Я и мои попугаи» птицы – знак долголетия. Попугаи сидят на плечах и на руках Фриды, как на ветвях мирового древа. Они формируют своеобразный щит – оберег для женщины внутри. А сама женщина подобна статуе.

В картине «Автопортрет с косами» (1941) статуарный эффект еще сильнее. Женская фигура выполнена по скульптурным канонам древних ацтеков. В основе древних верований Центральной Америки стояла богиня-демиург Вселенной. Она всегда изображалась как «богиня с косами».

Именно так, с косами, выложенными восьмеркой, представлена здесь Фрида. Восьмерка – это лемниската, композиционный знак бесконечности. Портрет божества и автопортрет человека соединяются в одном лице. И так человеческое начало обретает главное качество богини – бессмертие. Через живопись и благодаря своим автопортретам Фрида Кало говорит: «Нет смерти для меня».

Автопортрет – это способ приобретения силы, избавления от слабости, достижения бессмертия.

 

Шагнув в новые технические рамки фотографии, автопортрет не потерял тех свойств и того предназначения, которые были выработаны в предыдущие поколения.

Например, автопортрет Синди Шерман «Кадр из фильма № 58» представляет героиню в роли кинозвезды неведомого фильма. Это – единственный кадр из воображаемого фильма, в котором Синди Шерман снимает себя с низу. Фигура возрастает до размеров небоскреба. А ее развевающийся шлейф делает ее особенным существом высокого полета, обращенным в небеса.

Автопортрет Джорджа Харрисона снят камерой с объективом «рыбий глаз». Джордж Харрисон всемирно известен как участник группы Битлз. Но здесь он – главный персонаж. Камера становится фотоглазом, фиксирующим его особенное место в центре – по центральной оси с Тадж Махалом. Есть он в индийском платье и есть сияющий мавзолей, с которым он соединен водной дорогой. Автопортрет открывает путь духовного странствия, в котором человек ищет и достигает душевного равновесия.

В автопортрете режиссера Стенли Кубрика фотоглаз объектива фотоаппарата находится в руках фото и кино-художника. Фотоглаз – это третий глаз режиссера, дополняющий те два глаза, которыми автор напряженно и внимательно вглядывается в себя, осознавая свое творческое «я».

Щелчок фотоаппарата – мгновение. Но фотографический автопортрет – это возможность сделать паузу, это способ остановиться в потоке жизни и сказать – кто я? Момент саморефлексии необходим для восстановления единства с самим собой.

В стремительно меняющемся мире нам важно не потерять себя, суметь понять, что остается неизменным. В поисках константы своего бытия человек стремится обернуться к тому, чем единственно владеет. А это – он сам.

Многие автопортреты Вивиен Мейер сняты в уличном потоке, среди случайных прохожих. Зеркало возвращает фотографу его образ. И так человек находит себя. Человек теряет и обретает себя заново. Глубина зазеркалья человеческой души раскрывается в этом автопортрете через многократное удвоение фигуры фотографа в зеркале.

Увидеть, найти и осознать себя – три шага самопознания. Чтобы совершить эти три шага, можно использовать разные инструменты. Технические средства могут меняться. Вместо кистей и красок можно взять в руки фотоаппарат, а вместо фотоаппарата – айфон XXI века.

Вот я оказалась на выставке Селфи в Лондоне. И что же я увидела здесь? Я увидела, что современный смартфон – достойное художественным средство, которое дает человеку возможность искать и обретать себя. И в результате могут возникать настоящие произведения фотографического искусства.

Галерея Саатчи совместно с компанией Хуавей проводила конкурс селфи. Посмотрите, вот работы, признанные одними из лучших. «Дуэт» Финиан Крой соединяет два зеркала и два лица, два разных взгляда. Человек может смотреть и думать в разных направлениях. Несколько граней личности сходятся в одной. И наглядный образ селфи схватывает эту сложность человеческой личности.

Подобно автопортретам Дюрера, Ван Гога и Фриды Кало селфи создают образы созданий сверхчеловеческих. В работе Патрика Гонсалеса мы видим руку и лик в облаках. Мы видим человеческую фигуру, которая как тень поднимается над землей и сливается с природными просторами.

А селфи Олли Хейворд построено как фрагмент статуи, представляющей Деву Марию. А цветок позволяет увидеть здесь и сюжет Благовещения.

Бого- и ангело-подобные персонажи, готовые к дематериализации предстают перед нами. И получается, что селфи способно рассказывать авторские истории человеческой души.

Румынская художница Фелисия Ходороаба-Симион создала интересную селфи-встречу с собой в произведении «Прогулка с собой в парке». В черно-белом пространстве на фоне небес деревья расступаются и возникает рука, в ладони которой – зеркало. А в зеркале – женское лицо. Рука и лик в небесах. И это – ты сам.

Совершив свое путешествие во времени истории искусства и в пространстве между Красноярском и Лондоном я изменила свое отношение к селфи. Я поняла три вещи. Во-первых, за селфи стоит большая традиция автопортретного творчества, без которого немыслим человек. Во-вторых, для человека селфи – это способ достижения психологической близости и гармонии с самим собой. И в-третьих, селфи может быть настоящим произведением искусства. Ведь айфон – это лишь новое техническое средство для решения вековых художественных и мировоззренческих проблем.

Смартфон в ваших руках может стать средством создания образов, раскрывающих новые грани вашего «я». Но вы можете его использовать для фиксации рутины повседневности. Все зависит от вас. Например, вы можете остановиться на улице и купить … семечки. И дальше вы можете их просто сощелкать, а шелуху выбросить. А можете посадить семена в землю, и вырастить красивые подсолнухи. А кто-то может пойти еще дальше.

Как это однажды сделал Винсент Ван Гог, создав в произведении «Подсолнухи» один из самых удивительных и прекрасных автопортретов в истории мирового искусства.