Осень 2015 года

«Версаль Аниша Капура: диалог на поле арт-битвы»

Выставка инсталляций современного британского художника Аниша Капура открылась в Версале 9 июня и продлится до 1 ноября 2015 года.

Глазам зрителям предстает интереснейшая встреча двух произведений искусства – дворцово-паркового комплекса XVII столетия и скульптурно-природных композиций XXI века.

Эта встреча оборачивается столкновением, превращающее Версаль в поле боя, боя двух противоположных картин мира.

Большая часть «поля битвы» – открытые пространства парка Версаля. Вдоль центральной оси регулярного паркового комплекса Аниш Капур располагает четыре произведения: «С-Кривая», «Зеркало небес», «Грязный угол» и «Падение».

С одной стороны, план инсталляций заставляет думать, что произведения Аниша Капура подчиняются закономерностям композиционной организации садов Версаля. С другой стороны, каждое произведение вносит элемент дестабилизации в слаженную систему мира, явленную Версалем.

Следовательно, художник намеренно играет в подчинение ансамблю. Для чего? Для того, чтобы, проникнув в самое сердце классицистического ансамбля, разрушить его изнутри.

Версальский дворец был построен в XVII веке, когда, по заказу короля Франции Людовика XIV, он был превращен в главную королевскую резиденцию. Регулярный парк был спроектирован Андре Ле Нотром.

Философия политической системы Людовика XIV определялась идеей соответствия культа солнца и культа королевской власти. Фигура короля-солнца располагалась в вершине пирамиды всего мироустройства. Власть солнца через короля распространялась по всему миру.

Мир упорядоченный, освещенный, ясный, разумно организованный и стабильный – вот те определения мироздания, которые воплотились в жизнь в дворцово-парковом комплексе Версаля.

Ось симметрии парка была создана Ле Нотром в соответствии со схемой движения солнца. Солнце входит в земной мир и отражается в нем. Зеркальное устройство парка, зеркальная галерея дворца, открывающаяся окнами в парк, создают видимое проявление торжества солнечной власти над миром.

Версаль свидетельствует: солнце королевской власти удерживает этот мир в его неизменной ясности.

Дворцово-парковый комплекс Версаля стал в веках не только универсальным символом абсолютной политической власти и торжества разумности государственного закона, но и наглядной моделью устойчивого бытия в целом.

И вот на этот архитектурный праздник торжества порядка, разума и гармонии приходят инсталляции XXI века. И что они делают? Они переворачивают стабильный мир Версаля с ног на голову.

Каждая инсталляция – новый шаг вдоль дороги солнца. Постепенное продвижение по этой новой карте Версаля расставляет иные пространственные ориентиры, нежели те, которые явились сюда в XVII веке и обрели статус классики.

Первый шаг – «С-Кривая». Скульптура представляет собой С-образно выгнутое зеркало. Зеркальная панель установлена непосредственно рядом со стенами Версальского дворца.

C-Кривая

«Кривое зеркало» выполняет здесь свою главную функцию – искажает объекты. В «С-Кривой» переворачивается здание дворца, небо «опускается на землю», перевернутое сооружение «поднимается» вверх. Так зеркальная инсталляция визуально «опрокидывает» то, что казалось незыблемым.

Так ли однозначен мир власти? Так ли стабильно царство разума?

Эти вопросы задает зрителю «С-Кривая», «выталкивая» перевернутый образ дворца в сторону парка.

Следующее произведение, встроенное Анишем Капуром в центральную парковую ось – «Зеркало небес». Зеркальная тема повторяется вновь. Но теперь главным персонажем отражения становится небо.

Зеркало небес

Зеркальная плоскость имеет круговые очертания. Круг связан с солярной символикой. «Зеркало небес» указывает зрителя на иного, высшего подателя законов. Он, как говорит произведение, обитает не на земле, не во дворце, а на небесах.

Таким образом, произведения предлагают зрителю не только перевернуть образ земной власти, но и посмотреть вверх, в поисках иного законодателя.

«Грязный угол» - следующее произведение, встречающее зрителя при спуске с дворцовой террасы парка уровнем ниже. Эта встреча проистекает достаточно активно и даже агрессивно. «Грязный угол» открывается как гигантская воронка, затягивающая в себя. Художественная агрессия состоит в появлении на аллее света темного пятна, обладающего энергетикой черной дыры.

Воронка – это своеобразный вход в подземный мир, зев пещеры, уводящей в темные глубины невидимого «подвала» дворцового комплекса и мира в целом.

Более того, название указывает на «грязь» того, что может открыться в поисках второго дна Версаля.

Грязный угол

Воронка «Грязного угла» окружена глыбами необработанного гранита. Именно из этого материала выполнен Версальский дворец.

Как объясняет сам Аниш Капур, завал камней рядом с воронкой должен вызывать впечатление древности, первобытности созданного им арт-объекта, работать на создание иллюзии того, что «Грязный угол» был здесь еще до появления классицистического здания и регулярного парка.

Заманивая в темный мир подземного царства, произведение указывает путь к хтоническим силам, колеблющим землю и вызывающим столкновение космоса с хаосом. Произведение показывает, что власть иррационального столь же действенна и выводит своеобразный «динамик» голоса этой власти на поверхность.

Так Версаль Аниша Капура производит «подкоп» под Версаль Ле Нотра.

Под внешним открывается внутреннее, светлое оборачивается темным, ясное – смутным, устойчивое лишается опоры, земля уходит из-под ног.

Падение

«Падение» - следующее произведение, продолжающее линию продвижения в парковую даль. Оно создано Анишем Капуром на изобразительном языке земли и воды.

Воды, закручиваясь вокруг центра, образуют новую воронку, уходящую, по замыслу автора, к самому центру земли. Если водная аллея Ле Нотра, начинающаяся рядом, образована стоячими водами, то «Падение» лишено и намека на стабильность. Кипящий водоворот бурлит, демонстрируя полное отсутствие покоя в водах земного и подземного миров.

Так инсталляции XXI века, в стремлении «докопаться» до скрытых сил, лежащих в основании видимого порядка и благополучия, заставляют усомниться в истинах, рассказываемых архитектурой и ландшафтным дизайном классицизма XVII века. Они показывают темное, шаткое, иррациональное в основах бытия, выворачивают наизнанку, показывают в  искаженном свете признанные ценности. Они вызывают дискомфорт и заставляют искать истину, смотря в иные стороны – вверх, вниз, а не только прямо перед собой.

И жестокая правда состоит в том, что с этими «подрывающими» идеями первым в Версаль пришел не Аниш Капур. До него это сделала сама история.

Версаль – не только резиденция процветающих королей, торжествующих в своем владении всем миром. Версаль – это и место, где обитал и откуда был изгнан, а затем жестоко убит король Франции.

Оборотная сторона взлета – падение, оборотная сторона власти – жестокость. Власть закона оборачивается против того, кто его создает. Об этом говорит кровавая история Франции, наполненная взрывами и переворотами.

В экспозиции, созданной Анишем Капуром, действительно есть пушка и гремит взрыв. Это происходит в инсталляции «Стрельба в угол».

«Стрельба в угол» и встречает, и провожает зрителя, осматривающего экспозицию Версаля Аниша Капура.

Данное произведение располагается в знаменитом Зале для игры в мяч. Именно здесь, условно говоря, началась революция 1789 года. Это произошло в тот день, когда собравшиеся в Зале представители третьего сословия, не допущенные на заседание генеральных штатов, дали клятву не расходиться, пока не будет создана новая конституция королевства.

Клятва в Зале для игры в мяч. Ж.-Л.Давид

На стене Зала для игры в мяч находится произведение Жака-Луи Давида, представляющее торжественную клятву.

Аниш Капур – первый художник после Ж.-Л.Давида, чье творение стало частью оформления Зала для игры в мяч.

Его произведение дает возможность взглянуть на историю с другой стороны.

Стрельба в угол. А.Капур

«Стрельба в угол» представляет собой две белые стены, забрызганные сгустками крови. Кровавое месиво грудой заполняет угол. Здесь же стоит пушка – знак произведенного убийства.

И действительно, шаг неповиновения королю, требование нового закона дали старт террору и волне кровопролитий, захлестнувших Францию.

«Клятва в зале для игры в мяч» и белые скульптуры-слепки персонажей картины классицизма остаются лишь историческим фоном, белой основой, запятнанной кровью последующих переворотов.

Так в Версале произведения искусства разных эпох, встречаясь, дают человеку возможность увидеть мир как состоящий из противоречий, управляемый силами света и тьмы, влекомый властью самосозидания и саморазрушения.