События в мире искусства

МАЙ 2014

В мае 2014 года Мария Тарасова побывала на нескольких интересных художественных мероприятиях, проходивших в разных странах Западной Европы.

1) Берлин, Филармония. Концерт «Европа». Берлинский филармонический оркестр. Дирижер – Даниэль Баренбойм. 1 мая 2014 года.

Одно из крупнейших музыкальных мероприятий, ежегодно проводимых в начале мая – концерт «Европа». В нем принимают участие лучшие оркестры и дирижеры мира.  

Берлин. Здание Филармонии

В 2014 году концерт состоялся в Берлине, где за дирижерским пультом встал один из самых знаменитых и влиятельных дирижеров современности Даниэль Баренбойм. Если 1 января 2014 года он дирижировал Венским филармоническим оркестром, то 1 мая 2014 года – Берлинским филармоническим, таким образом поучаствовав в двух наиболее значительных музыкальных событий в Европе. 

В программу концерта «Европа» были включены следующие произведения:

-  увертюра к опере «Виндзорские насмешницы» (композитор – Отто Николай);

-  "Фальстаф" - произведение из Сборника симфонических этюдов Э.Элгара;

-  симфония № 5 П.И.Чайковского.

2) Дрезден, галерея Альбертинум. Выставка живописи Пауля Клее. Открытие выставки – 30 апреля 2014 года, закрытие – 3 августа 2014 года.

Выставка организована по тематическому принципу: называясь «В Египет!», она посвящена раскрытию влияния, которое культура Древнего и современного Египта оказала на европейских художников. В экспозиции представлены не только произведения Пауля Клее, но и произведения немецкого художника-импрессиониста Макса Слефогта.

Однако, если в работах М.Слефогта представлено преимущественно сюжетное влияние арабского мира Египта Нового времени, то произведения Пауля Клее демонстрируют более сложную, композиционную взаимосвязь с изобразительным искусством и в целом культурой Древнего Египта.

Посещение выставки позволяет совершить познавательное открытие относительно многих ведущих композиционных приемов, которые были выработаны Клее именно под воздействием древнеегипетской художественной традиции.

В частности, данная традиция объясняет обращение Клее к регистровой композиции – по образцу организации визуальных текстов папирусов и росписей стен гробниц.

Сам принцип иероглифического языка древнеегипетского искусства также проясняет суть тех символических знаков, которыми формирует свои визуальные сообщения знаменитый швейцарский художник.

3) Прага, Национальная галерея. «Славянская эпопея» Альфонса Марии Мухи.

Альфонс Мария Муха – знаменитый чешский художник, чье творчество является одним из главных репрезентантов изобразительного искусства рубежа XIX-XX веков.

Не смотря на то, что чаще всего его имя связывается с созданием разнообразных декоративных и рекламных композиций с доминирующим персонажем женской обнаженной фигуры с золотыми волосами, город Прага сегодня позволяет зрителю, готовому к продуманному поиску, составить полное впечатление о многогранном и глубоком таланте данного художника.

Так, например, в соборе Святого Вита можно видеть витраж работы А.Мухи, демонстрирующий актуальность традиций готики для европейского Арт Нуво.

Но главным жанром для А.Мухи была историческая живопись. Об этом свидетельствует «Славянская эпопея» - масштабный проект, осуществлением которого А.Муха занимался в период с 1910 по 1928 годы.

В течение этого времени Муха активно изучал историю различных славянских народов, совершая поездки в Россию, Польшу, на Балканы.

"Родина славян". А.М.Муха

В цикл вошло двадцать гигантских полотен, размеры большинства из которых составляют шесть на восемь метров. 

До 2010 года работы были выставлены в Южной Моравии. Но с июля 2012 года произведения представлены в Праге, в Национальной Галерее.

"Гора Афон". А.М.Муха

В цикле представлена история Славян от темноты происхождения из тьмы рабства через просветительское движение к свободе преображения в вере.

"Апофеоз славян". А.М.Муха

Тематика произведений основана на идеях очищения и освобождения через веру, образование, единение народов.

4) Берлин, Мартин-Гропиус-Бау. «Свидетельство». Ай Вей. 3 апреля 2014 – 13 июля 2014 года.

Один из самых знаменитых современных китайских художников Ай Вей демонстрирует в Берлине в мае 2014 года ряд скульптур и инсталляций. На выставке можно наблюдать эволюцию стиля художника – от первых реди-мейдов, выполненных в США в 1980-е годы до последних работ второго десятилетия XXI века.

Мощнейшим образом произведения Ай Вея накрывают зрителя сознанием того, что истинное искусство есть социальный акт, направленный на качественное преобразование сознательности, морали, нравственности человека, на образование его души.

На выставке представлены инсталляции-рефлексии на тему совершающегося в Китае культурного дефолта – когда ценности прошлого великой державы уничтожаются волной глобализации, вымывающей национальную специфику, ценность ручного ремесленного труда из современной китайской цивилизации, унифицированной понятиями «стандарт», «единообразие», «искусственность», «безликость».

Так, например, древние китайские вазы представлены окрашенными автопокрытием. Работая в рамках концепции поп-арта, Ай Вей соединяет два культурных идеала – эталон древнего творчества, направленного на созидание жизни как сосуда для души и идола современности, где создание искусственных блестящих оболочек является новой религией.

В гигантской по площади инсталляции, встречающей каждого входящего в выставочное пространство Мартин-Гропиус-Бау, в плотные ряды выставлены сотни древнекитайских треножников.

Собирание подобных объектов сродни делу археолога, каковым и понимает себя Ай Вей, сохраняющий в своем искусстве образцы древней китайской культуры и противопоставляя их современным стандартам.

Ранее, в период великого имперского прошлого, в каждой семье именно треножники использовались для исполнения различных бытовых нужд; сегодня же пластмассовые низкого качества табуретки заменили эти произведения декоративно-прикладного искусства.

В результате вместе с искусностью меблировки из мира повседневности ушло и сакрализующее качество искушающего преображения ее в мир высшей сущности.

Особого внимания заслуживают произведения, созданные в результате творческого, социально-обостренного и личностно пережитого Ай Веем трагического события обрушения ряда школ во время землетрясения в Китае. Множество детей было погребено под руинами школ.

И расследование, инициированное Ай Веем, позволило установить государственную ответственность за некачественную арматуру и другие строительные материалы, приведшие к столько стремительному и потому губительному обрушению школ.

Ай Вей не только создал отдельные произведения из кусков арматуры, каждое из которых воплощает остов тела – позвоночник погибшего ребенка, но и выполнил многофигурные композиции, в которых положение изогнутых металлических прутьев соответствует положению тел погибшего детского сообщества как целостного интегрального персонажа.

Памятник человеческой хрупкости и разрушительности той силы, которая не способна позаботиться о слабых, переданных ей в опеку – вот основная идея этих произведений. А белые скульптуры (белый цвет придает мраморное напыление, покрывающее фрагменты арматуры) – пронзительные по своей эмоциональности памятники погубленной человеческой жизни, - так, через произведение искусства, переходящей в вечность.