Содержание лекций. Темы 9 - 13
Тема 9. Живопись стиля Классицизм второй трети XIX века
Характеристика тем, сюжетов, основного идейного содержания произведений второго этапа развития стиля Классицизм в живописи Франции.
По сравнению с первым этапом классицистического развития, второй этап лишен актуально-исторической определенности. Напротив, художественное пространство характеризуется принципиальной вневременностью, обладает идеальным внеисторическим статусом.
Художественные традиции классицизма – искусство эпохи античности: античная скульптура и живопись; итальянское искусство эпохи Раннего и Высокого Возрождения: творчество Рафаэля, Мазаччо, мастеров флорентийской школы эпохи кватроченто: Филиппо Липпи, Лука Синьорелли; искусство Возрождения эпохи дученто: творчество Джотто; творчество Н.Пуссена.
Тематический спектр произведений классицизма второго этапа: произведения на сюжеты древнегреческого эпоса, средневековой литературы, текстов эпохи итальянского Возрождения, история прошлого, христианская мифология, восточные мотивы. Восток в европейской культуре XIX века приобрел качество символа идеального пространства, в котором возможно осуществление идеала.
Жанровая определенность живописи Классицизм 1830-1850-х годов.
Портреты; историческая живопись. В портретах классицизма создана концепцию человека, наделенного эталонными качествами устойчивости, покоя, уверенности в себе, владении собой, владении пространством вокруг себя – миром, человека, преисполненного чувством собственного достоинства.
История понята в значении Священной истории, а священность устранена из современной истории. Историческая живопись для классицизма второго этапа означает ориентацию на моделирование всеобщего качества, выявление эталонного начала и экстраполяцию на человека сегодняшнего с целью возвышения, одухотворения в соответствии с представленным образцом.
Художественные приемы живописи Классицизма 1830-1850-х годов.
Художественный язык произведений классицизма второй трети XIX века характеризует: главенствующее значение контура, доминанта линейности, ясность, множественность, замкнутость, плоскостность. Фризообразность композиции. Доминанта переднего плана в идейном содержании работы. Уравновешенность композиции. Диагонали уравновешены горизонталями и вертикалями, параллельными краям картины. Рама картины выполняет роль границы, внутри которой сосредоточено, сконцентрировано основное событие, полностью явлена суть. Произведения характеризуются скульптурным характером живописи. Особое внимание к деталям: каждый элемент заявлен в его самостоятельной значимости, в его отдельной целостности. Используются локальные цвета, работающие на выявление множественности элементов, формирующих целое.
Специфика творчества Ж.О.Д.Энгра.
Анализ произведений "Эдип и сфинкс", "Юпитер и Фетида", "Сон Оссиана", "Папа Пий VII в Сикстинской капелле", "Большая одалиска", "Апофеоз Гомера", "Источник", "Турецкая баня".
Произведения-репрезентанты живописи классицизма второй трети XIX века:
Ж.-О.-Д.Энгр. «Эдип и сфинкс». «Юпитер и Фетида» (1811-1812гг.). «Сон Оссиана». (1813). «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». 1814. «Большая одалиска». 1814. Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. 1820-1824. Апофеоз Гомера. 1827г. «Одалиска и рабыня» 1842 «Стратоника», «Мадонна перед чашей с причастием». «Источник». 1820г.-1856г. «Турецкая Баня». 1859-1863гг. «Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов», «Мучение св.Симфориона», «Роже и Анжелика», «Портрет первого консула» (1803г.), «Автопортрет» (1835), «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832), «Портрет мадам Гонз» (1852), «Портрет мадам Энгр» (1814), «Портрет мадам Мари де Сенонн» (1814). «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» «Паоло и Франческа» «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801). «Большая купальщица» («Купальщица Вальпенсона»). 1808г. Т.Шассерио. «Туалет Эсфири», 1841г., «Две сестры», 1843г. Т.Кутюр. Римляне времен упадка, 1847г. Кабанель. Рождение Венеры, 1863г. Жером. Бой петухов, 1847г.
Тема 10. Живопись стиля Романтизм в Западной Европе 1810-1820-х годов
Актуально-исторические предпосылки формирования стиля Романтизм в искусстве XIX века.
Основные политические события во Франции (Великая французская революция, образование республики, империи, реставрация монархии, революция 1830 года) и их включение в качестве сюжетов в живопись Романтизма. Значение данных событий для мироотношения художников, зрителей и формирования героев произведений романтизма.
Теоретические основания стиля Романтизм в живописи Западной Европы XIX века.
Немецкая философия начала XIX века (И.Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель) как основание для формирования идейной концепции искусства Романтизма.
Актуализация традиций искусства Позднего Возрождения и Барокко в Романтизме XIX века.
Специфика стилевого пространства Ареаромантизм в живописи XIX века.
Модель эталонного человека в произведениях Романтизма. Характеристика персонажей.
Тема 11. Творчество Жан-Луи-Андре-Теодора Жерико
Специфика романтической модели мира в произведениях раннего, зрелого, позднего периодов творчества Т.Жерико.
Художественные традиции живописи Т.Жерико: искусство Микеланджело, итальянского маньеризма XVI века, Караваджо, Рубенса.
Специфика военной темы в раннем творчестве Т.Жерико. Анализ портретов офицеров.
Анализ произведения "Плот "Медузы"" (1819) как ключевого репрезентанта живописи Т.Жерико. Специфика композиционного решения (формула креста) и идейного содержания произведения. Концепция жизни как крестного пути к спасению из пучин собственной греховности.
Анализ серии портретов умалишенных как репрезентанта позднего этапа творчества Т.Жерико.
Тема 12. Живопись стиля Романтизм в Западной Европе 1830-1850-х годов. Творчество Э.Делакруа
Специфика романтизма зрелого этапа 1830-1850-х годов в живописи Франции.
Тема разочарованности земным греховным бытием, рефлексии человечества над энтузиазным стремлением собственной жизни становится определяющей во второй период развития романтического мироотношения в живописи Западной Европы в XIX веке. В художественное пространство произведений вводятся персонажи, фиксирующие необходимость не деятельностного, но рефлектирующего, созерцательного подхода к жизни.
Анализ произведений Э.Делакруа: "Ладья Данте", "Резня в Хиосе", "Греция на развалинах Миссолунги", "Смерть Сарданапала", "Свобода".
Тема тотальной греховности человечества, разрушительной силы, действующей в нем. Значение традиции живописи Т.Жерико для произведений Э.Делакруа.
Тема востока в живописи Э.Делакруа: "Алжирские женщины" (1834). Тема обретения душевного покоя и гармонии.
Классицистическая традиция в настенных росписях Э.Делакруа. Синтез классицизма и романтизма в росписях библиотеки Бурбонского дворца, здания Сената, галереи Аполлона в Лувре.
Анализ росписей капеллы Ангелов в церкви Сен Сюльпис как репрезентанта позднего этапа творчества Э.Делакруа. Тема взаимодействия человеческого и божественного начал.
Тема 13. Национальные живописные школы стиля Романтизм в XIX веке: Англия
Творчество У.Блейка.
Взаимодействие вербального и визуального языка в живописи и графике У.Блейка. Мифотворчество. Мистицизм решения новозаветных сцен. Анализ цикла графических работ "Книга Иова" и живописных произведений "Рождество Христово", "Тайная вечеря", "Страшный суд".
Творчество художников Братства Прерафаэлитов.
Пограничное положение произведений художников Братства Прерафаэлитов между пространствами Ареаклассицизм и Ареаромантизм.
Теоретическая концепция художественного объединения. Актуальность традиций эпох дученто, треченто, кватроченто в живописи английских художников-прерафаэлитов XIX века.
Анализ творчества главных представителей Братства Прерафаэлитов: Д.Г.Россетти, У.Х.Хант, Дж.Э.Миллес.
Темы 1-3 Темы 4-8 Темы 9-13 Темы 14-18 Темы 19-22