Март-апрель-май 2015

Выставки весны 2015 года демонстрируют тенденцию «Экспозиционная Мобильность».

Кураторы организуют путешествие и встречу художественных произведений, которые обычно существуют раздельно.

Эта тенденция определяется культурным идеалом «мир без границ». Космополитизм мировоззрения устраняет государственные и музейные ограничения. Произведения, принадлежащие разным музеям, встречаются на новой общей экспозиционной площадке.

Художественная встреча позволяет показать, что в действительности произведение искусства «принадлежит» не музею, а уникальной внепространственной и вневременной зоне общения со зрителем.

Такие выставки дают зрителю возможность увидеть одну и ту же тему в развитии, наблюдать общность замысла, постигать аналогии созданных картин мира.

На время перекраивая музейную карту, проекты экспозиционной мобильности выстраивают альтернативную художественную реальность. В этой реальности доминирует не собственничество в отношении произведения как ценной вещи, а уверенность в самоценности художественных образов.

Развитие такого альтернативного видения мира искусства имеет большое образовательное значение для современного зрителя.

 

1) Поль Гоген, Фонд Бейелера, Базель, 30.03-28.06.2015 http://www.fondationbeyeler.ch

Выставка объединила множество произведений знаменитого французского художника рубежа XIX-XX веков Поля Гогена. В экспозицию включены репрезентанты и раннего Понт-Авенского, и позднего таитянского периодов творчества.

"Варварские сказания". 1902 год. Поль Гоген

На территории Швейцарии встретились картины из Дрездена, Эдинбурга, Москвы, Бостона.

Так, например, одну из центральных ролей на выставке играет картина «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897-1898), прибывшая из Бостонского музея изящных искусств.

Это произведение особенно интересно и важно рассматривать в контексте других работ П.Гогена, поскольку оно было задумано автором как квинтэссенция всего творчества, как завет человечеству.

"Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?". Поль Гоген

Рассмотрение других произведений художника позволит зрителю увидеть то, что подготовило эту картину, что ей сопутствовало и что возникло позднее.

Это позволит понять, что каждой новой работой художник создает одно целостное произведение искусства.

Идея искусства как камертона, настраивающего человека на подготовку к вечности, в картине "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?" была доведена до максимум живописной выразительности, доступной Полю Гогену. 

Персонажи произведений Гогена являют собой эталонные человеческие сущности. Они близки природе, лишены суетности, наделены даром созерцательности и умеют прозревать чудесное в обыденном.

Выставка позволяет увидеть, как идея, кристаллизованная программным философским произведением-заветом «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», откликается в других произведениях художника.

 

(Подробнее познакомиться с идейным содержанием картины «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» можно в следующих разделах сайта:

- статья «Специфика идеалообразующего процесса в диалоге-отношении произведения изобразительного искусства «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Поля Гогена и зрителя»;

- выступление на тему «Образовательная сила искусства, или чему искусство может научить нас»)

 

2) Серов не-портретист, Русский музей, Санкт-Петербург, 5.03-15.06.2015

http://www.rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2015/serov_ne_portretist/

Данная выставка организует встречу произведений живописи и графики Валентина Серова, хранящихся в Русском музее Санкт-Петербурга и в других музеях России.

Здесь большинству работ не пришлось совершать столь длительного путешествия, как картинам на выставке П.Гогена. Тем не менее, увидеть эти произведения во взаимодействии друг с другом – событие большой редкости, поскольку графика редко выступает объектом экспозиций.

Кураторская концепция намеренно провокационна, поскольку Серов преимущественно известен как мастер портрета, а выставка не представляет работы этого жанра.

Однако в этом подходе есть определенная честность по отношению к художнику. Валентин Серов неоднократно утверждал, что амплуа портретиста он лично воспринимал как проклятие и фатальное стечение обстоятельств, а персонажей своих портретов зачастую понимал как личностей, весьма далеких от человеческого идеала.

"Похищение Европы". Валентин Серов

В поисках такого идеала Серов обратился к культуре античности. Живописное произведение «Похищение Европы» (1910) - один из главных объектов притяжения зрителей на выставке «Серов не портретист».

Миф, лежащий в основе этого произведения, принадлежит к первомифам. Изначально Европа – хтоническое божество, связанное с культом земли и подземного мира. Согласно другому прочтению мифа, Европа – дочь финикийского царя Агенора. Влюбившись в нее, Зевс явился царевне и подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Как только Европа решила сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит.

В произведении использованы традиции искусства древнегреческой вазописи. Европа представлена с архаической улыбкой на лице. Женский архетип Коры для Валентина Серова выступает символом всего древнегреческого искусства и символом вечности, снисходительно взирающей на преходящий миг.

Европа изображена не пойманной, но поймавшей быка – цветочная гирлянда, как своеобразное лассо, переброшена через рога и спускается по спине. Поймать, уловить движения вечности, божественной любви к человеку – задача жизни, с точки зрения художника.

Одно из значений имени Европы – «широкоглазая» - та, кто смогла разглядеть быка как Зевса. Корона у нее на голове – знак того царства, в которое она входит как богиня, супруга Зевса в будущем.

Представлено стремление земли быть унесенной на водах к бесконечности; быть унесенной божественной любовью; но поворот фигур указывает одновременно на сомнение в возможности достижения блаженства.

Русский музей создает интересный вариант общения с произведениями Валентина Серова.

С одной стороны, работы выставки позволяют углубиться в работу визуального мышления мастера, знакомя с графической подготовкой многих живописных творений. Выставка также раскрывает место жанра исторической живописи в творчестве мастера.

С другой стороны, в стенах этого же музея, но на другом этаже, представлены иные грани творчества Валентина Серова. Так, например, любопытный зритель может выйти за границы выставки и вступить в диалог с картиной, известной как портрет «Ида Рубинштейн» (1910).

"Ида Рубинштейн". Валентин Серов

Хотя эта работа не представлена на выставке «Серов не портретист», ее идейное содержание в действительности весьма далеко от портрета реального исторического лица известной танцовщицы начала ХХ века.

В качестве традиции выступает произведение «Венера с зеркалом» Веласкеса, а также «Большая одалиска» Ж.-О.-Д. Энгра. Объединяет эти произведения с картиной В.Серова изображение полуобернутой фигуры богини любви.

Костюмом героини является нагота. Действительно, в балете «Клеопатра» Ида Рубинштейн появлялась почти обнаженной, лишь прикрытая прозрачным покрывалом. Таким образом, один из уровней определения представленного персонажа – Клеопатра. Известно, что в танцовщице Иде Рубинштейн Валентин Серов видел воплощение тех древневосточных персонажей, которых она исполняла. Так символическое и реалистическое соединяются.

Извивающиеся формы тела согласуются с извивающимся зеленым шарфом. История Клеопатры имеет трагический финал. Соблазнительница представлена со змеей, т.е. в свой предсмертный час.

Искушение, несущее смерть – суть Клеопатры. На этой сцене – ее постели – всегда разыгрывается последний акт истории того человека, кто искусился ею как Венерой и пал перед ней, как перед богиней смерти.

Образ змеи также указывает на присутствие в художественном пространстве еще одного мифологического уровня – явление Евы. Искусительный характер свойственен самой женской героине, что подчеркивается фактом присутствия острия жала в ее ногтях, в острых гранях камней ее перстней.

Древнее, вечное дыхание смерти проступает в формах обнаженного, хрупкого, конечного, смертного существа. Она не отделяется от стены, а растворяется в ней. Героиня совершает последний танец превращения, исчезновения.

Манящая искушающая сила конечности бытия исполняется на художественной сцене данного произведения искусства.

 

3) Ключи к Страсти, Фонд Луи Вюиттона, Париж, 1.04-6.07.2015.

http://www.fondationlouisvuitton.fr/en/expositions/exposition-les-clefs-d-une-passion.html

В Фонде Луи Вюиттона открылась выставка-собрание большинства наиболее известных произведений живописи ХХ века.

Фонд Луи Вюиттона. Франк Жери

Само здание музея, созданное Франком Жери, является произведением архитектурного искусства, достаточным для притяжения любого зрителя в удаленное пространство Булонского леса.

Здание подготавливает музейную игру в максимальную взаимную открытость. Как архитектура открывается природе и свету вокруг, так и зритель открывается к общению с произведениями искусства, представленными в залах музея.

Эта художественная встреча дает зрителю XXI века уникальный опыт общения с произведениями, практически каждое из которых может выступить своеобразной визитной карточкой искусства ХХ века. Ярким примером является «Крик» Эдварда Мунка (вариант 1910 года). Фовизм представлен картиной «Танец» Анри Матисса, супрематизм – произведениями Казимира Малевича, кубизм – работами Пабло Пикассо и Фернана Леже. Зритель может стать собеседником скульптурных произведений Альберто Джакометти и живописных творений Василия Кандинского, Пита Мондриана и многих других художников.

"Танец". Анри Матисс

Выбранные работы предопределили своим появлением развитие всего искусства ХХ века. Актуальны они и для художников начала XXI века. А для зрительского сообщества их современность непреходяща.

Пройти через залы выставочного центра Фонда Луи Вюиттона сегодня – это значит совершить виртуальное путешествие по развитию всего искусства ХХ века. Билет в такое путешествие – бесценен.

 

4) Гиперреализм, Государственная Третьяковская Галерея, Москва,  13.03 - 26.07.2015.

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions5151/

 

Выставка в Государственной Третьяковской Галерее на Крымском Валу посвящена демонстрации произведений изобразительного искусства, принадлежащих гиперреализму – направлению, развитие которого обычно усматривалось лишь в США. В определенном смысле выставка претендует на искусствоведческое открытие и перераспределение сил в изобразительном искусстве. Один из главных отечественных музеев доказывает, что гиперреалистическая традиция жила в Советском Союзе – в Эстонии, Украине, России.

Произведения из различных музейных собраний и частных коллекций встречаются для создания объект-языкового поля тех художественных явлений, которые происходят в художественной сфере сегодня.

"Тир ДОСААФ". С.Базилев. 1983 г.

Несмотря на то, что представленные работы в основном принадлежат 1970-м-1980-м годам, зритель начала XXI века обнаруживает себя в художественной реальности, крайне близкой той, что он наблюдает вокруг и к созданию которой он сам, возможно, прилагает творческие усилия.

Художники-гиперреалисты работают через синтез художественных приемов живописи и фотографии.

"Мастерская. Центральная часть". Г.Кичигин. 1982 г.

Произведение «Мастерская. Центральная часть» (1982) Г.П.Кичигина весьма показательно обыгрывает ситуацию встречи двух видов искусства.

На переднем плане с фотографической, гиперреалистической точностью представлены орудия художника, художественный материал, составляющий один из аспектов мастерской.

Однако, этот передний план не способен затмить те живописные события, которые совершаются в мастерской помимо воли вещей и которые принадлежат ирреальному, сюрреальному полю метафизического.

На дальнем плане зритель видит тени створок открытого окна, мольберта, фигуры беседующих людей. Их присутствие нематериально.

Искусство обладает способностью визуализировать видимое и невидимое. В раскрытии сущности искусства и жизни в целом, всегда построенной на взаимодействии этих двух начал, и состоит истинный гиперреализм.